Два человека одержимых бесами

Два человека одержимых бесами

Сюжет

Перед нами представлена иллюстрация евангельского повествования о гергессинских бесноватых, упоминаемых в Евангелии от Матфея. Переплыв озеро, Иисус с апостолами прибыли в страну  Гергесинскую. На берегу их встретили двое бесноватых, вышедших из гробов. Спаситель, смилостивившись над ними, исцеляет их от одержимости. Ученики, увидев это, были весьма удивлены, убедившись, что перед ними Сам Господь Бог, имеющий власть над бесами. «И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем» (Мф.8:28).

Описание

Художник изображает безжизненный каменистый пейзаж, где нет растительности. Унылое серое небо освещает мрачную пустыню, покинутую людьми. Лишь на горизонте можно видеть одинокую фигуру пастуха со стадом овец. Изрытые катакомбами предгорья внушают ужас случайному путнику – из самой их глубины выскакивают два одержимых бесами человека. Лица их безумны, нагие тела сильно истощены, но в них какая-то невероятная нечеловеческая сила, действующая вопреки воли несчастных, которые готовы броситься на учеников и растерзать их. Один бесноватый сидит на камнях и, подняв руки вверх, восклицает: «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф.8:29). Другой, подобно бездушному механизму, замер, готовясь к прыжку, длинные спутанные волосы его развеваются на ветру. Сам он внушает ужас и отвращение. За спиной Своего учителя стоят объятые страхом ученики, чуть поодаль мы видим местных жителей, которые лежа на земле в ужасе наблюдают за происходящим. На фоне общего смятения невозмутим лишь один Христос. Его величественная фигура, подобно неприступной крепости, спокойно возвышается над потрясенными от этой страшной сцены апостолами. Спаситель повелительно поднимает руку, желая исцелить несчастных. И вскоре тотчас же больные будут освобождены от бесовских уз.

Мастер, чтобы усилить эмоциональный эффект, создает однообразный колорит, используя приглушенные, грязно-серые, коричневые цвета. На их фоне контрастом выглядит облаченная в белое одеяние фигура Спасителя. Усиливает впечатление зрителя контраст мирно пасущихся овец и ничего не подозревающего пастуха на заднем плане и безумствующих одержимых, которые не могут владеть своим телом – оно не слушается их, заставляя их бросаться на первого встречного.

 

История

Тиссо Джеймс был известен как мастер салонной живописи, которая приносила ему хороший доход. Однако, после внезапной смерти возлюбленной, художник меняет свой образ жизни, решив посвятить свое творчество исследованию Священного Писания. С этой целью он с 1886 по  1889 годы отправляется Палестину, вдохновляясь ее пейзажами, изучая памятники древности. Результатом поездки стал цикл картин «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа», которые были выставлены в 1896 в парижском салоне.

Рекомендуемая литература

Беснование

Комментировать