Дионисий Ареопагит

(†~96)

Догматическое богословие

Письма

Сочинения

Дионисий Ареопагит

Афинский аристократ, обращенный ап. Павлом в христианство во время проповеди в ареопаге, первый епископ Афинский.

Биография


Первое упоминание о Дионисии Ареопагите содержится в книге Деяний апостольских. Согласно Деяниям, после проповеди апостола Павла в афинском ареопаге, некоторые «мужи, пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними» (Деян. 17:34). Считается, что Дамарь была женой Дионисия. Евсевий Кесарийский в «Церковной истории» (начало IV в.) со ссылкой на послание к афинянам сщмч. Дионисия, еп. Коринфского (II в.), сообщает, что Дионисий был первым епископом Афин. Древнее церковное предание о поставлении апостолом Павлом Дионисия в епископы засвидетельствовано также в «Апостольских постановлениях» (конец IV в.).

Согласно средневековой церковной традиции, сформировавшейся не позже IX века, Дионисий Ареопагит стал первым епископом Афин, впоследствии епископом г. Паризии (совр. Париж) и скончался смертью мученика. На протяжении веков традиция почитания Дионисия, как современника апостолов, совершавшего служение в Афинах, Паризиях, Риме, не была единой. Считалось, что это одно лицо, либо что было несколько Дионисиев. В настоящее время в научной литературе Дионисий Ареопагит и Дионисий Парижский различаются. Тем не менее отождествление двух Дионисиев, сложившееся в церковной традиции Запада и Востока в IX веке, сохраняется в месяцесловах Православной Церкви. Свт. Димитрий Ростовский включил Дионисия Ареопагита в собор 70-ти апостолов и указал празднование его памяти под 4 января.

С именем Дионисия Ареопагита связан корпус богословских сочинений, оказавших большое влияние на православное богословие. В современной патрологической науке считается, что до начала VI века этот корпус не был известен, так как первые несомненные упоминания о нем относятся к этому времени. С этого момента и до конца XV века практически никто не сомневался в принадлежности сочинений корпуса апостольскому ученику Дионисию Ареопагиту. В эпоху Возрождения у византийских и западных гуманистов возникли сомнения в подлинности сочинений, предварившие пересмотр времени составления корпуса. С конца XIX века в зарубежной и отечественной науке представление о позднем происхождении корпуса стало преобладающим. Современные исследователи, в т. ч. православные, пришли к тому, что установление конкретного автора сочинений невозможно. В настоящее время акцент переместился с поисков автора на конструктивный анализ содержания корпуса Ареопагитик.