Богоматерь на троне

Богоматерь на троне

Сюжет

Изображение Богоматери с младенцем, восседающей на троне, относится к категории древнейших икон.

Изначально образ относился к числу парадных сцен. Скорее всего, Матерь Божию и Младенца выделили из сцены «Поклонение волхвов», лики укрупнили. Фигуры вынесли вперед, они составили первый план. Образ Богоматери на троне размещался обычно по центру предалтарной группы. Примером этого служит изображение Богоматери на алтарной аспиде храма Святой Софии Константинополя.

Описание

Собор Святой Софии – величайшая святыня и жемчужина архитектуры эпохи Юстиниана. Однако большинство мозаик храма Святой Софии относятся к более позднему периоду: IX-X вв. Они дают наглядное представление о Македонском Возрождении как стиле, тяготеющим к античному искусству.

Как отмечают многие исследователи, преемственная связь с античностью в искусстве Византии держалась весьма стойко. Эллинизм ассоциировался со славным прошлым ромеев, и в Константинополе связь с ним не прерывалась. Свидетельством этого являются мозаики апсиды и вимы, которые относятся к постиконоборческому периоду. Среди них особенно мастерски выполнено изображение Богоматери на троне с младенцем Иисусом Христом, датируемое 867 годом.

Перед зрителем предстает сидящая на троне Мария, ее достаточно массивная фигура свободно развернута в пространстве. Ритм движения скульптурно сформированных складок ее одежд подчеркивают объем и пластическую форму. Этому пространственному впечатлению немало содействует подножие трона, данное в развороте к зрителю.

В облике Марии заметны отголоски античного искусства – мягкий овал, аристократичные лица, большие глаза, печально взирающие на предстоящих молящихся прихожан, красиво очерченные алые губы. На коленях Марии младенец Иисус Христос с крестчатым нимбом, с поднятой в благословляющем жесте десницей, облаченный в золотистый хитон.

Данные образы отличает утонченная красота и высочайшее мастерство исполнения. Торжественные, монументальные фигуры, выполненные с великолепным чувством пропорций и масштабов, будто выступают из золотого фона. Тончайшие переходы цвета, отсутствие жестких линий и контуров, мягкие полутона придают ликам изящество и особую одухотворенность.

История

Среди памятников македонской монументальной живописи, большая часть которых датируется первой половиной XI века, наиболее ранними являются мозаики в константинопольской св. Софии. Они дают наглядное представление о той манере, в которой работали столичные мозаичисты около середины IX века, на рубеже IX–X веков и в конце X столетия. Иначе говоря, они освещают три различных этапа в развитии столичного неоклассицизма. Первые из названных мозаик св. Софии возникли вскоре после окончания иконоборчества, в 867 году. Эти дивные мозаики – одни из самых прекрасных в византийской монументальной живописи.

Рекомендуемая литература

Комментировать