-
1. Главным ветхозаветным пророчеством о Марии, матери Иисуса, считаются слова пророка:
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Пророчества и прообразования о БогородицеКомментарий:Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис.7:14).
-
2. Божия Матерь есть:
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: Как святая Православная Церковь чтила и чтит Божию МатерьКомментарий:Мы прославляем Деву Марию за Ее подвиг смирения, чистоты и целомудрия. При этом обращаемся к Ней «Богородица», т.е. «Бога Родительница». Матерь Божья совершенно идентична нам по естеству.
-
3. Церковная традиция НЕ относит к ветхозаветным образам Богородицы следующий библейский сюжет:
Правильный ответ: №3Верно!Материалы для изучения: БогородицаКомментарий:Виноградная Лоза - одно из символических именований Христа, основанное на словах Христа: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь.» (Ин. 15:1-11). Ветви лозы – это апостолы и верующие во Христа. Сама Лоза – духовное плодородие. «Лоза истинная» значит «приносящая добрый плод», т.е «Плод Духа» (Гал. 5:22) или «Плоды праведности» (Флп. 1:11). В то же время, виноград – основа для приготовления вина, которое во время литургии должно преложиться вместе с хлебом в Кровь и Плоть Господа для причащения верующих. Таким образом, в одном символе, очевидно, явлены по крайней мере два тайных смысла – Жертва и Спасение, Преображение.
-
4. Какой источник наиболее полно донёс до нас житие Пресвятой Богородицы?
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: Богородица и Ее имя в Евангелии и ПреданииКомментарий:Новый Завет о жизни Богородицы говорит кратко, лишь несколько эпизодов в нем связаны с именем Пресвятой Девы:
(Мф.1:16), (Мф.1:18-25), (Мф.2:11), (Мф.2:13-15), (Мф.2:19-23), (Мф.12:46-50), (Мф.13:55);
(Мк.3:31-35);
(Лк.1:26-56), (Лк.2:4-7), (Лк.2:16-52), (Лк.8:19-21);
(Ин.2:1-12), (Ин.19:25-27);
(Деян.1:14).
Некоторые подробности жизни Богородицы известны из Церковного Предания: церковно-исторических сочинений, гомилетических памятников, гимнографического богослужебного наследия. Первоначальными источниками внебиблейских сведений о жизни Богородицы явились раннехристианские апокрифы. -
5. На свидетельства каких ветхозаветных пророков, как правило, опирались святые отцы, обосновывая догмат о Приснодевстве Богородицы?
Правильный ответ: №1Верно!Комментарий:Любой догмат Церкви имеет в основе свидетельство Божественного Откровения. Догмат о Приснодевстве Богородицы, оспариваемый протестантами как якобы не имеющий оснований в Священном Писании, в этом смысле, — не исключение.
Самым известным пророчеством в этой связи является пророчество Исаии о рождении Девой Еммануила (Ис.7:14). Связь этого пророчества с Богородицей отражена в Евангелии от Матфея (Мф.1:22-23).
Помимо Исаии на девство Богородицы указывал Иезекииль. Правда, в отличие от предыдущего, это свидетельство представлено в символической, образной форме. Речь идёт о пересказе содержания видения пророком таинственного храма, сквозь врата которого пройдёт только Господь, но при этом врата останутся закрытыми: «врата сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» (Иез.44:2). Аллегорическому сопоставлению Богородицы с храмом нельзя удивляться, ведь храмом Святого Духа призваны быть все люди вообще (1Кор.3:16).
-
6. Почему о Пресвятой Богородице так мало написано в Евангелии?
Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.Правильные ответы: №1,3Верно!Материалы для изучения: Как святая Православная Церковь чтила и чтит Божию МатерьКомментарий:Божья Матерь в течение всей Своей жизни была образцом смирения, поэтому и славы человеческой Она избегала. Так же необходимо учитывать, что женщины в тот исторический период больше служили семье и дому.
-
7. Кто из перечисленных людей мог именоваться братом Иисуса Христа:
Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.Правильные ответы: №2,3Верно!Комментарий:Согласно Преданию, Иосиф, муж Марии, хранитель Её девства, имел детей от предыдущего брака; они именовались братьями Спасителя.
Кроме того в Книгах Писания, применительно к разным случаям, братьями иногда назывались и близкие родственники (Быт.13:8), иногда — люди, произошедшие от одного родоначальника (Втор.15:12), иногда — все люди вообще, как потомки одних прародителей.
Свидетельство протестантов, что коль скоро Христос, согласно Евангелию, имел братьев, то из этого следует, что Дева Мария впоследствии вступила в связь с Иосифом и родила от него других детей, ни на чём не основано и является святотатством.
-
8. В Новом Завете упоминается не менее шести лиц, которые названы «братьями» Господними. А упоминаются ли там Его сёстры?
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Братья ГосподниКомментарий:Евангелие по Марку (Мк.3:31-35): И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его. 32 Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя. И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои? И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь.
-
9. Имело ли значение для Боговоплощения личное согласие Девы Марии стать Матерью Христа (или Она была изначально предопределена для этой миссии)?
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: СинергияКомментарий:Из того факта, что Дева Мария почитается в Православии прежде всего как Богородица, совсем не следует, что Она воспринимается нами только как орудие божественного Промысла. Православное понимание спасения выражается греческим словом «синергия», т. е. сотрудничество, взаимодействие свободной воли Бога и свободной воли человека. И эта самая синергия не может быть исключена, когда мы говорим о домостроительной роли Божией Матери. Более того, Дева Мария признается нами как предельное для человеческой личности осуществление синергии. Ведь и Богородицей Она стала не потому, что Бог почему-то взял и выбрал именно Ее, хотя мог бы выбрать и любую другую деву. Наоборот, Бог избирает Ее, потому что именно Она была Девой Пресвятой, Пречистой и Пренепорочной. Именно она с самого детства настолько тщательно хранила себя от всех, даже самых малейших поползновений греха, что в результате стала способной вместить Невместимого. Поэтому наряду с именованием «Богородица», наши богослужебные тексты используют и такие именования, которые не просто указывают на Ее служебное участие в воплощении, но и подчеркивают Ее личную святость, благодаря которой Бог и смог воплотиться именно через Нее.
Участие Девы Марии в Боговоплощении есть именно соучастие. И мы можем с уверенностью сказать, что воплощение Сына Божия имело не одну, а две причины. Бог воплотился не только потому, что Он Сам возжелал этого, но и потому, что Дева Мария согласилась дать Ему свою плоть и стать Его Матерью. Всемогущий Бог, пожелавший воплотиться «нас ради человек и нашего ради спасения», не мог сделать этого без свободного согласия Своей будущей Матери. Он терпеливо ожидал появления в мире людей Той, которая дала бы добровольный ответ на Его намерение стать Сыном человеческим: «Се, раба Господня, да будет мне по слову твоему» (Лк. 1:38). То есть воплощение, а следовательно и наше спасение осуществились только благодаря обоюдному желанию двух воль – воли Бога и воли человека. И таким человеком была именно Мария из Назарета...
По выражению святого Иоанна Дамаскина, Бог все предвидит, но не все предопределяет. Вообще, с православной точки зрения правильно говорить, что Бог действует не на человека, а внутри человека. Так что непорочность Девы Марии нельзя рассматривать как какую-то навязанную извне привилегию. Навязанное благо не может быть благом подлинным. Поэтому, еще раз это подчеркну, Дева Мария не была просто пассивным орудием нашего спасения, предопределенным Богом. Более того гипотетически мы можем предположить, что Она могла бы отказаться и не дать согласия на воплощение Бога через Нее. Николай Кавасила, византийский святой XIV в., словно обобщая учение Церкви о том, что наше человеческое спасение зависит от нашего же человеческого согласия, пишет так: «Воплощение было делом не только Отца, Его Благости и Его Духа, но также и делом воли и веры Пресвятой Девы. Без согласия Пречистой, без поддержки со стороны Ее веры этот замысел был бы также неисполним, как и без вмешательства Самих Трех Божественных Лиц. Лишь наставив и убедив Ее, Бог берет Ее в Матери и заимствует Ее плоть, которую Она охотно хочет предоставить Ему. И также как Он Сам воплотился свободно, Он желал, чтобы и Его Мать родила Его столь же свободно, по Своей доброй воле».
преподаватель Калужской духовной семинарии Зайцева А.А. -
10. Родители Пресвятой Богородицы:
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Житие святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны -
11. В чем суть католического учения о непорочном зачатии Девы Марии?
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Извращение латинянами в новоизмышленном догмате «Непорочного зачатия» истинного почитания Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии -
12. В каком песнопении Богородице есть слова: «Ны́нешнее прие́мши приноше́ние, от вся́кия изба́ви напа́сти всех...»?
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Избранные молитвы ко Пресвятой Богородице -
13. В какой книге Нового Завета повествуется о браке в Кане Галилейской?
Правильный ответ: №4Верно!Материалы для изучения: Кана Галилейская -
14. Сколько акафистов Пресвятой Богородице указывает церковный устав (Типикон)?
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Акафист Пресвятой Богородице с комментариямиКомментарий:Церковный Устав знает лишь один акафист – Акафист Пресвятой Богородице («Взбра́нной Воево́де победи́тельная...»), составленный патр. Сергием Константинопольским в 626г. по случаю чудесного избавления византийской столицы от осадивших ее авар и повелевшего написать образ Богоматери на городских воротах. Предание говорит о том, что сама Богородица внушила Сергию мысль написать благодарственный гимн по окончании осады.
-
15. Перед каким праздником в честь Пресвятой Богородицы установлен многодневный пост?
Правильный ответ: №5Верно!Материалы для изучения: Успенский постКомментарий:Успенский пост – один из четырёх многодневных постов, посвящён подготовке к празднику успения Пресвятой Богородицы. Успенский пост продолжается с 14 по 27 августа.
-
16. Какое учение как будто возвышает Деву Марию, а в действительности принижает значение подвига Её святой жизни?
Правильный ответ: №3Верно!Материалы для изучения: Как святая Православная Церковь чтила и чтит Божию МатерьКомментарий:Католическое учение о непорочном зачатии Девы Марии принижает значение Её подвига, а значит и Её достоинство как Стяжательницы добродетелей, так как если бы Она была изначально избавлена от скверны первородного греха и не несла бы, как все прочие люди, бремени последствий грехопадения, ей, конечно же, легче было бы достигнуть столь высокой степени святости.
-
17. Какой день седмицы посвящён прославлению Богородицы?
Правильный ответ: №6Верно!Материалы для изучения: Богослужебные кругиКомментарий:В субботу — день покоя — прославляются Божия Матерь, Которая ублажается и ежедневно, праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, праведные и все святые, достигшие упокоения в Господе. Также поминаются все усопшие в истинной вере и надежде на воскресение и жизнь вечную.
-
18. Праздник Собор Пресвятой Богородицы отмечается:
Правильный ответ: №1Верно!Комментарий:На следующий день после Рождества Христова празднуется Собор Пресвятой Богородицы, на следующий день после Крещения Господня – Собор Иоанна Предтечи, а после Сретения – память свв. праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.
-
19. Сколько двунадесятых праздников посвящено Богородице (не считая Сретения Господня)?
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Церковные праздники: даты и объясненияКомментарий:Двунадесятых Богородичных праздников четыре: Введение во Храм, Успение, Благовещение и Рождество Богородицы.
-
20. Молитва "Богородице Дево, радуйся" включена в состав рекомендуемых молитв:
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Толковый православный молитвослов -
21. Известно множество случаев помощи Богородицы разным людям, о чём свидетельствуют более полутора сотен икон, писанных и явленных по случаю этих событий, и почитаемых Церковью. А какая икона Богородицы явлена для помощи страждущим страстью пьянства?
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: Акафист Пресвятой Богородице ради чудотворной Ея иконы "Неупиваемая Чаша"Комментарий:Явление первообраза иконы Божией Матери “Неупиваемая Чаша” произошло в 1878 году. Один крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженный отставной солдат, был одержим страстью пьянства. Он пропивал всю пенсию, все, что находил в своем доме, и дошел до нищенского состояния. От непомерного пьянства у него отнялись ноги, но он все продолжал пить. И вот однажды этот уже опустившийся человек видит необыкновенный сон. Перед ним предстал благолепный старец-схимник и сказал: “Иди в город Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери “Неупиваемая Чаша”, отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом”.
В глазах верующего народа Чудотворная икона Богоматери “Неупиваемая Чаша”, находящаяся в Высоцком мужском монастыре города Серпухова, стала поистине всероссийской святыней. 30 мая 1997 года по благословению Святейшего Патриарха икона «Неупиваемая Чаша» была впервые внесена в Православный церковный календарь, что явилось официальным признанием всероссийского почитания этого образа Богоматери. -
22. Какого цвета облачения используются в храмах в Богородичные праздники?
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: Цвет облачений -
23. Какая песнь канона Утрени обычно посвящена Богородице?
Правильный ответ: №4Верно!Материалы для изучения: Канон утрениКомментарий:Девятая песнь канона Утрени посвящена Божией Матери и Ее ветхозаветным прообразам – таким, как купина Моисея, лествица Иакова, Дверь небесная в видении пророка Иезекииля. В ирмосах этой песни мы воспеваем Чудо рождения Бога от Девы Марии. Последний тропарь каждой песни также обычно посвящён прославлению Богородицы.
-
24. Где в иконостасе обычно располагается икона Пресвятой Богородицы?
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Иконостас -
25. Молитвенная просьба к Богородице «Спаси нас!»:
Правильный ответ: №4Верно!Материалы для изучения: О молитвенном обращении к Богородице «спаси нас!»Комментарий:Как Матерь Бога (по человеческому естеству), как человек, превосходящая всех прочих людей Своей святостью, нравственной чистотой (за исключением Христа), превосходящий Своею Небесною славой даже и самые высшие ангельские чины, Богородица имеет особе дерзновение ко Господу (в том числе как Ходатаица за людей). В молитвенном воззвании к Божьей Матери «Спаси нас!» глагол «спасать» подразумевает смысловую близость со словом «спасение», понимаемом не в исключительном сотериологическом значении, но в другом.
В исключительном смысле Спасителем именуется Господь. Именно Он спас людей, воплотившись, преподав им учение веры, пример добродетельной жизни, добровольно принеся Себя в Искупительную Жертву, победив ад, проложив путь в Небесные селения, создав Церковь. В этом понимании ни Богородица, ни кто-либо другой из людей не является Его Со-Спасителем. Вместе с тем, о каждом истинном христианине говорится как об активно стремящемся ко спасению. В этом смысле под спасением подразумевается положительный результат всех его действий (также помыслов, мыслей, желаний), направленных на единение с Богом и Его святыми, богоуподобление и наследование Царства Небесного (что значит, достигнуть спасения). Кроме того спасением, как процессом, осуществляемым стараниями верующего при посредстве Божественной благодати, могут именоваться сами действия, в их совокупности. Мы обращаемся к Богородице «спаси нас!» или когда призываем Её помочь в избавлении от конкретных текущих (либо возможных) бед, напастей, опасностей (в том числе со стороны диавола), в ограждении от конкретных ошибок и заблуждений, грехов; или же когда просим общего содействия в достижении спасения (понимаемого во втором из выше приведенных значений).
Таким образом, в силу Её сугубого обожения и очевидной определённости как Предстательницы за человеческий род перед Своим сыном Иисусом Христом, мы можем обращаться к Богородице о спасении своей души, но имея правильное представление о том, что Она достигла этого не по естеству, а по благодати, причастности к Богу.
-
26. В каноне преподобного Андрея Критского, читаемом на 1-й и 5-й седмицах Великого поста, мы слышим молитвенное призывание: «Преподобная мати Марие, моли Бога о нас!». К кому оно обращено?
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: Великий канон Андрея КритскогоКомментарий:Покаянный или Великий Канон св. Андрея, архиепископа Критского читается по частям на повечериях (с понедельника до четверга включительно) первой недели Великого Поста, и полностью — в среду вечером на 5-й неделе Великого Поста.
Со временем, к тропарям св. Андрея, были прибавлены тропари, обращенные к св. Марии Египетской. Во время чтения Великого канона на 5-й неделе Поста в храме читается и житие преподобной Марии Египетской, которая своим великим покаянием служит ярким примером нравственного обновления грешного человека. -
27. Первым двунадесятым праздником в церковном году является:
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: Рождество Пресвятой БогородицыКомментарий:В православном календаре это торжество принадлежит к разряду двунадесятых богородичных праздников и отмечается 21 (8 ст. ст.) сентября. Разумеется, нам не известен ни точный год, ни, тем более, исторический день рождения Девы. Это произошло примерно за два десятилетия до начала эры от Рождества Христова, по которой мы отсчитываем годы. Но поскольку рождение будущей Матери Господа символически открывает историю Новой, Христианской, эры, то логично, что именно этот праздник помещен в начало церковного года. Он выражает абсолютный смысл Дня Рождения Девы Марии как соучастницы истории нашего Спасения.
Юрий Рубан
Справка: церковный год (новолетие) начинается 1 (14) сентября по новому стилю. -
28. Назовите единственную заповедь, которая до нас дошла от Божией Матери.
Вопрос без списка ответов, с самопроверкой
После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку "Правильный ответ" и оцените самостоятельно, правильно ли вы ответили, нажав кнопку "Ответил правильно" или "Ответил неправильно".Материалы для изучения: Евангелие от Иоанна, 2:1-11Правильный ответ: Что скажет Он вам, то сделайте (Ин.2:5)Материалы для изучения: Евангелие от Иоанна, 2:1-11Комментарий:Единственная заповедь, которая до нас дошла от Божией Матери: что бы Он вам ни сказал - сделайте.
митрополит Сурожский Антоний -
29. Кто был первым иконописцем, написавшим лик Божией Матери?
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: Первые иконы Спасителя и Божией МатериКомментарий:Первые иконы Божией Матери церковное Предание приписывает святому евангелисту Луке. В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около десяти икон, приписываемых евангелисту Луке; кроме того, на Афоне и на Западе их существует двадцать одна, из них восемь — в Риме.
-
30. Выберите из перечисленных самый возвышенный, но допустимый ответ на вопрос: кого родила Богородица?
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: БогочеловекКомментарий:Богородица родила Бога, однако не по Божескому, а по человеческому естеству. Поскольку это естество было реализовано (актуализировано, осуществлено) не в отдельной человеческой ипостаси, а в Божественной, постольку и говорится, что Она родила Бога.
Богочеловек – наименование Иисуса Христа, указывающее на то, что в Иисусе Христе два совершенных естества – истинное Божеское и истинное человеческое – и что эти два естества соединены в Нем ипостасно, т.е. составляют одно Лицо. Т.е. можно сказать, что Христос одновременно на 100% человек и 100% Бог, а не наполовину Бог и наполовину человек.
-
31. Кому были адресованы слова Спасителя со Креста: «се, Матерь твоя!»? Далее говорится, что «с этого времени ученик сей взял Ее к себе».
Правильный ответ: №3Верно!Материалы для изучения: Апостолы Христовы: Иоанн Богослов -
32. Какие местности, согласно Преданию, посещала Богородица после Вознесения Господа?
Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.Правильные ответы: №1,2,4,5Верно!Комментарий:Церковное Предание повествует о морском путешествии Богородицы к некогда воскрешенному Господом и ставшему кипрским епископом Лазарю. По дороге Ее корабль был подхвачен бурей и перенесен к горе Афон. Постигнув, что это та самая земля, о которой Ей благовествовал в Иерусалиме ангел, Богородица ступила на Афонский полуостров. В те времена на Афоне процветали самые разнообразные языческие культы, однако с приходом Богородицы язычество оказалось на Афоне повержено. Силой Своей проповеди и многочисленными чудесами Богородица обратила местных жителей в христианство.
Перед отплытием с Афона Богородица благословила народ и сказала: «Се в жребий Мне бысть Сына и Бога Моего! Божия благодать на место сие и на пребывающих в нем с верою и со страхом и с заповедями Сына Моего; с малым попечением изобильно будет им вся на земле, и жизнь небесную получат, и не оскудеет милость Сына Моего от места сего до скончания века, и аз буду тепла заступница к Сыну Моему о месте сем и о пребывающих в нем». Богородица отплыла со Своими спутниками на Кипр, где посетила Лазаря. Во время своего путешествия Божия Матерь побывала в Ефесе.Возвратясь в Иерусалим, Она по-прежнему часто и подолгу молилась в местах, которые были связаны с событиями земной жизни Ее Сына. -
33. Каким Вселенским собором было подтверждено имя Богородица?
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: Вселенские соборыКомментарий:Именованием Богородица(принятым на III Вселенском соборе в 431г.) Церковь утверждает веру, что в Лице Господа Иисуса Христа Бог соединился с человеком от самого зачатия Христа в утробе Девы Марии и что Христос, будучи совершенным человеком, есть совершенный Бог.
Православная Церковь также называет Богородицу Приснодевой. Имя «Приснодева» (утвержденное на V Вселенском соборе в 553г.) подчеркивает девство Божией Матери до Рождества Христова, в самом Рождестве и после Рождества.
Таким образом почитание Божией Матери – это не просто один из признаков православного благочестия. Это почитание имеет догматический характер. Само слово «Богородица» является вероучительным определением, утвержденным на Вселенском Соборе. И потому не почитающий Божию Матерь не является православным. -
34. Где расположена гробница Пресвятой Богородицы?
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Радуйся, радуйся, радуйся, Радосте наша!..Комментарий:Гробница расположенна в Иерусалиме в долине Кедрон, у самого подножия западного склона Елеонской горы, рядом с Гефсиманским садом.
-
35. Какой иконе Божией Матери установлены три общецерковных празднования в память избавления России от нашествия врагов?
Правильный ответ: №3Верно!Материалы для изучения: Образ Богородицы в русской иконографииКомментарий:Русская Православная Церковь установила троекратное празднование Владимирской иконе Божьей Матери. Каждый из дней празднования связан с избавлением русского народа от порабощения иноплеменниками по молитвам ко Пресвятой Богородице. 8 сентября по новому стилю (26 августа по церковному календарю) – в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году. 6 июля (23 июня) – в память избавления России от ордынского царя Ахмата в 1480 году. 3 июня (21 мая) – в память спасения Москвы от крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году.
-
36. Кто ближе к Богу в небесной иерархии?
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Богородица и святыеКомментарий:Богоматерь своим смиренным согласием участия в акте Боговоплощения поднимает человечество на ступень выше ангелов и архангелов, ибо и Бог, по словам св. отцов, не воспринял ангельский образ, но облекся в человеческую плоть. В песнопении, прославляющем Богородицу, так и поется: "Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим".
-
37. Даётся ли в Православии при Крещении имя Мария в честь Пресвятой Богородицы?
Правильный ответ: №2Верно!Комментарий:В Православной Церкви есть многовековая традиция, основанная на чрезвычайном почитании Пресвятой Богородицы Девы Марии, — воздерживаться от того, чтобы давать детям имя Мария в честь Неё. Раньше в русском языке имя Богородицы отличалось даже иным ударением.
Обычно имя Мария даётся в честь одноимённых святых жен. Пресвятая Дева является Покровительницей всех людей вне зависимости от их имени.
Святые с именем Мария в Православном календаре. -
38. Практически все многочисленные иконы Божией Матери, которых насчитывается около семисот, так или иначе относятся к одному из этих трех типов: Оранта, Елеуса и Одигитрия. Какая из них переводится как Умиление?
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: Чудотворные иконы Божией МатериКомментарий:Оранта – Молящаяся. Оранта – это, как правило, образы, на которых Дева Мария изображена в полный рост и изначально пребывает в одиночестве. Лишь позже возникает изображение Предвечного Младенца на месте утробы Материнской.
Елеуса – Умиление. Ярчайший образец этого типа – Владимирская икона Божией Матери. Здесь Младенец прильнул к щеке Девы Марии, ликом и ручонками устремлен к Матери, а Мать всем Своим существом устремлена к Младенцу.
Одигитрия – Путеводительница. Младенец тоже покоится на руках у Матери, но и Дева Мария, и Спаситель встречаются с нами взглядами. Наиболее распространенная икона этого типа – образ Казанской иконы Божией Матери. -
39. Какое из приведенных ниже утверждений является не догматом, а Церковным Преданием?
Правильный ответ: №2Верно!Комментарий:Предание о телесном вознесении Богородицы на Небо не является догматом Православной Церкви.
-
40. Обозначается ли на Православных иконах Приснодевство Богородицы, и если да, то каким образом?
Правильный ответ: №3Верно!Комментарий:Иконографическим символом, обозначающим сохранение Богородицей девства до Рождества, в Рождестве и после Рождества, служат звезды, одна из которых изображается на мафории в области чела, а две другие — на плечах.
-
41. Кто из перечисленных лиц, согласно преданию (отображенному, в частности, в иконографии), присутствовал при Успении Божьей Матери?
Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.Правильные ответы: №1,2,3Верно!Комментарий:Согласно Преданию, Господь заблаговременно оповестил Богородицу о предстоящей кончине. Ко Дню Успения апостолы чудесным образом были перенесены к месту Её пребывания, в Иерусалим. Апостол же Фома, Промыслом Божьим, явился только на третий день по Её погребении. Скорбя и печалясь, что не смог отдать Богородице последнего прощания, он стал просить открыть гробницу. Сжалившись, апостолы открыли пещеру и к удивлению обнаружили, что Её тела там нет, а одни только ризы. Так (и через последующее явление Владычицы) стало известно, что Она удостоена высочайшей милости — вознесена в Царство Небесное. По преданию, при погребении помимо апостолов и остальных участников присутствовал и Дионисий Ареопагит.
-
42. С какой целью святые праведные Иоаким и Анна привели свою трехлетнюю Дочь в Иерусалимский Храм?
Правильный ответ: №3Верно!Материалы для изучения: Введение во Храм Пресвятой БогородицыКомментарий:Святые праведные Иоаким и Анна привели трехлетнюю Марию в Иерусалимский Храм для того, чтобы исполнить свой обет перед Господом — посвятить дочь служению Ему. С этого дня Дева Мария жила при Храме до того самого момента, как была обручена праведному Иосифу. Материалы для изучения: Введение во Храм Пресвятой Богородицы.
-
43. Праздник «Собор Пресвятой Богородицы» называется так, потому что:
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: Собор Пресвятой БогородицыКомментарий:Праздник этот называется «Собором» не потому, что посвящен нескольким святым (как, например, Собор 12 апостолов), а потому, что древние христиане имели обычай в этот день собираться в храмах для прославления Богоматери. Таким же образом на следующий день после праздника Крещения Господня совершается празднование Собора честного и славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (20 января), когда православный народ собирается в храме, чтобы соборно помолиться, совершить богослужение в честь великого Пророка.
Зарегистрируйтесь, чтобы сохранять результаты тестов в личном кабинете и участвовать в рейтинге.
Комментировать