Лестница к Гробнице Богоматери

Лестница к Гробнице Богоматери
  • Дата создания: 1898
  • Техника: акварель, гуашь
  • Материал: бумага
  • Размер: ?

Сюжет

Могила Святой Марии или Гробница Богородицы стоит на том месте, где по христианской традиции была похоронена Пресвятая Дева. Церковь вырезана в скале и имеет форму креста, с широкой лестницей, ведущей в церковь и в гробницу. Подземный склеп был превращен в подземный храм еще в Византийский период. Самые древние части Могилы Святой Марии датируется периодом крестоносцев.

В начале XII столетия игумен Даниил впервые описал гробницу Богородицы в «Хождение игумена Даниила»:

«Расположен гроб святой Богородицы на ровном месте: была высечена в камне небольшая пещерка с маленькими дверьми, чтобы мог, наклонясь, войти человек; а в глубине той пещеры, напротив дверец, как бы скамья высечена в том же пещерном камне, – на той скамье и было положено тело Пречистой Владычицы нашей Богородицы, и оттуда же взято было в рай, оставаясь нетленным. По высоте пещерка та повыше человеческого роста, а в ширину четыре локтя и так и так; снаружи она, как терем, красиво отделана мраморными плитами. А сверху над гробом святой Богородицы была выстроена очень большая клетская церковь во имя святой Богородицы Успения; ныне же разорено погаными то место. Расположен гроб святой Богородицы внизу под великим алтарем этой церкви».

Описание

На картине с фотографической точностью художник изображает вход в нижнюю церковь. На первом плане представлена лестница со множеством ступеней. По пути вниз на левой стороне видна часовня Иосифа-Обручника, вход в которую украшен массивными подсвечниками со свечами. Сверху видны спускающиеся на цепях люстры со свечами, а внизу, в глубине пещеры, где по преданию была погребена Святая Дева, видны фигуры паломников, пришедших посетить последнее пристанище Богоматери, Которая после своего блаженного успения была вознесена на небо, о чем свидетельствует пустая гробница.

История

В 1891 году Алексей Данилович Кившенко (1851-1895) сопровождал снаряженную Императорским Православным Палестинским Обществом археологическую экспедицию академика Никодима Павловича Кондакова в Палестину и Сирию, откуда привёз немало этюдов, воспроизводящих святые места, природу и народный быт стран Ближнего Востока.

Он посетил Бейрут, Бальбек, Дамаск, Заиорданье, Иерихон, Иерусалим… Более 80 из этих рисунков были использованы в качестве иллюстраций для роскошной книги «Палестина», написанной А.А. Сувориным и изданной в типографии в Санкт-Петербурге в 1898 году.

Рекомендуемая литература

Комментировать