Часовня Святого Гроба

Часовня Святого Гроба
  • Дата создания: 1898
  • Техника: акварель
  • Материал: бумага
  • Размер: ?

Описание

На представленном рисунке мы видим фрагмент резного иконостаса с изображением в верхнем ряду херувимов и серафимов с фигурами ветхозаветных Пророков, чуть ниже святых Апостолов. Царские врата представляют собой, согласно восточной традиции, небольшую преграду, частично открывающую пространство алтаря.

Слева изображена царственная сень с кафедрой для епископа, выполненная в стиле барокко. Четыре мраморные витые столба поддерживают со входа украшенную херувимами архитраву, которая завершается куполом в виде шатра, увенчанного крестом.

Чуть выше – витая ограда хор.

Удивительное зрелище представляет собой множество лампад над фигурами молящихся – греческого монаха, застывшего в изумлении от увиденного величия храма и простого паломника, с удивлением остановившегося перед алтарной преградой, отделенной небольшими ступенями с бочкообразными полуколоннами. Свисающие справа и слева светильники подобны мерцанию звезд на ночном небосводе.

Общий вид внутреннего пространства отличается своим величием и простотой, погружаясь в царящую тишину, устремляясь взором ввысь к полукруглым сводам, пришедший сюда путешественник чувствует особую благодать, погружаясь в события глубокой древности – эпохи распространения Христианства.

История

Святая Земля Палестины для православного человека исключительно значима. Прежде всего, потому, что эти места связаны с жизнью, страданиями, смертью и воскресением Иисуса Христа.С обращением к вере христианской, с принятия крещения начинается история русского паломничества к святыням Иерусалима, Ближнего Востока, на Афон, на Кипр и в Александрию.Часовня Гроба Господня, или Кувуклия, стоит слева от Камня помазания, под сводами ротонды. По бокам от входа в Кувуклию – невысокие мраморные преграды со скамьями, за которыми стоят высокие канделябры, принадлежащие римо-католикам. Над дверью в 4 ряда висят лампады (по 13 православным, римо-католикам и армянам). Одно из украшений Кувуклии — русская резная серебряная сень 1-й половины XIX века с 12 иконами святых апостолов в технике ростовской финифти.

Сделанная художником палестинская серия рисунков заслужила у публики большое признание, ее можно считать первой крупной серией мастера, запечатлевшего в своих акварелях характерные пейзажи Палестины,  ее архитектуру.  Рисунки художника были изданы в книге А.А. Суворина, увидевшую свет в 1898 г., в которую вошла 81 иллюстрация-зарисовка.

 

Критика

Причины написания книги, содержанием и иллюстрациями близкой к подробному, толковому и добротному путеводителю, А.А. Суворин объяснил следующим образом: «В начале 80-х годов в обществе нашем возник острый интерес к обстановке и условиям, в которых русский поклонник совершает свое хождение в Святую Землю, неся в нее горячую веру, алкание духовной пищи, и возвращаясь из нее часто с сердцем охлажденным, с апатией к религиозному идеалу, еще так недавно ярко горевшему пред ним. Терял высокое душевное настроение человек, крупно теряла с ним вместе страна, которая была ему родиной. Лишения и притеснения, которые терпели в Турции наши поклонники, вызвали русское общество на деятельную помощь им. С той поры русские с гордостью могут указать на сделанное ими в защиту ˝малых˝ своих, дотоле пренебрегаемых. Кроме реальных созданий: странноприимниц, школ и всей организации императорского Православного Палестинского Общества, русское общество сделало за это время и то крупное духовное приобретение, что в его сознании ясно определилась его обязанность к маленькому клочку вселенной, с которым так неразрывно близко живет душа русского народа: оно должно совершить духовный крестовый поход в эту Святую Землю, должно содействовать очищению Святого места если не мечем уже, то — более прочно — просвещением. Этим оно не только не обидит своих собственных еще непросвещенных детей, но приобретет им лучшие права, лучшие обетования. В русских школах, учрежденных в Палестине и Сирии, явился русский язык и, передавая туземным детям знания, запомнился им, как голос просветителя, который в этом благодарном воспоминании имеет свое единственное, но прочное вознаграждение. Разностороннею деятельностью Палестинского Общества поддержано православие в Святой Земле, которое, оставаясь на попечении греческого духовенства, быстро падало и теряло свою паству, но все же практическая часть наших отношений к греческой патриархии составляет до сих пор нашу задачу в Палестине, далеко еще не решенную».

 

Комментировать