Благовещенье. Фëдоровский собор в Ярославле

Благовещенье. Фëдоровский собор в Ярославле
  • Дата создания: 2012
  • Техника: Масло
  • Материал: Холст
  • Размер: 65×100

Описание

Ранняя весна в старинных русских городках отличается обычно своим суровым и непредсказуемым нравом: то внезапно пробежит по улицам веселой капелью оттепель, до вновь закружит и завьюжит густая метель, укутав купола соборов и крыши домов белоснежным покрывалом. Но обычно на праздник Благовещения уже чувствуется уверенная поступь весны: городские улочки словно оживают, празднично принарядившись, на деревьях распускаются почки, кое-где на проталинах зеленеет молодая травка.

На представленном полотне художник мастерски передает это радостное, звонкое весеннее настроение, хотя зима и не спешит отдавать свои права. Еще промозгло и холодно на безлюдной улице, краски не так ярки на фоне серого пасмурного неба, на котором видны сквозь пелену облаков нежно-голубые проблески. Вдали робкие лучи закатного солнца окрашивают небосвод в нежно-розовый цвет. Белые березы задумались о чем-то, медленно пробуждаясь от долгой зимней спячки, насыщенный влагой воздух прозрачен и чист. Прекрасен и наряден храм Федоровской иконы Божией Матери, выкрашенные зеленой краской купола гармонично сочетаются с изумрудной травкой, пробивающейся робко на образовавшихся проталинах. Важно по тротуару прогуливаются голуби, все вокруг наполнено свежестью и каким-то особым радостным настроением, предчувствием грядущих Светлых пасхальных дней. Благовещение как бы предвозвещает Рождество Спасителя, Его крестную смерть и Воскресение. Подобно голубому плату простирается небосвод, будто слезами радости Пресвятой Владычицы омыты улицы. Светло и радостно на душе.

Художник виртуозно передает это весеннее настроение, как бы играя приглушенными тонами, создавая особую симфонию красок, наполняя поэтичной мелодией полотно, погружая зрителя в атмосферу праздника, посвященного Благой Вести, открывающей врата к спасению людского рода.

История

Федоровский храм относится к числу типичных для своего времени построек и является ярким представителем периода зрелого ярославского зодчества, отличаясь лишь невероятной простотой декоративного оформления. Четверик храма – особенно крупный, но выполнен довольно просто, ведь лопатки выявляют четырехстолпное строение, при этом арочные оконные проемы совершенно лишены наличников. Входные проемы изначально были обустроены с западной, южной и северной сторон, и их оформляли небольшие крылечки. В первые десятилетия 18 столетия их разобрали, а сам четверик был обустроен приземистыми крытыми галереями. В 1736 году было пристроено с западной стороны высокое крыльцо, оснащенное тройной аркой и ажурным изразцовым поясом.

В середине 19 века при Федоровском храме действовала школа и церковное попечительство. Еще до наступления 1834 года к церкви были приписаны специализированные батальоны военных кантонистов. Со стороны запада от здания был сделан пруд.

В годы пребывания советской власти Федоровский храм был закрыт, после чего его разграбили и приспособили под нужды жилья. Возрождение собора началось в 1988 году. В настоящее время собор отреставрирован, в нем ведутся богослужения.

Комментировать