Зимнее солнце. Кирилло-Белозерский монастырь

Зимнее солнце. Кирилло-Белозерский монастырь
  • Дата создания: 2007
  • Техника: Масло
  • Материал: Дерево
  • Размер: 80×200

Сюжет

Перед зрителем открывается панорама Кирилло-Белозерского монастыря, расположившегося на берегу озера Сиверское Вологодской области. Это уникальное сооружение поражает своим величием и имеет насыщенную, многовековую историю. Монастырь был основан ещё в 1387 году Кириллом и Ферапонтом Белозерскими. Расположенный на склоне холма, он состоит из трёх главных частей. Первая это – Успенский монастырь, вторая – Малый Ивановский и, наконец, третья – Новый город. В своё время он был самой большой крепостью на северо-западных рубежах Русского государства. В 1397 году монах московского Симонова монастыря Кирилл Белозерский вырыл на берегу Сиверского озера пещеру, с которой началась история будущей обители. Его спутник Ферапонт Белозерский впоследствии основал неподалёку Ферапонтов монастырь.

В 1427 году Преподобный Кирилл умирает, оставляя духовное завещание князю Андрею Можайскому с просьбой сохранить монастырь и закрепить за ним купленные земли. В 1547 году Кирилл был канонизирован в святые православной церкви. Сейчас в комплекс Кирилло-Белозерского монастыря входят ансамбли Большого Успенского и Ивановского монастырей («Старый город»), «Нового города» и территория несохранившейся крепости Острог между ними. Монастырь окружён крепостными стенами с монументальными башнями, украшенными узорами из кирпича. Главное здание ансамбля – Успенский собор.

Описание

Отличительной чертой творчества Е.Б. Молева является создание больших панорамных пейзажей с видами старинных архитектурных памятников Русского Севера. В них художник стремится сохранить узнаваемую достоверность всех уголков больших монастырских и городских ансамблей и добиться просветленно-эмоционального впечатления от увиденных святынь и древних крепостей. Перед зрителем представлена панорама Кирилло-Белозерского монастыря – одной из древних обителей Вологодского края. Художник показывает вид монастыря сверху, с высоты птичьего полета, яркий солнечный день освещает купола собора, вдали – заснеженное озеро и лес, как бы застывшие в глубоком раздумье деревья, стражи древнего храма. На улице ни души: монастырь словно замер в глубокой тишине, укутанный глубокими снегами. Художник передает на полотне радость светлого солнечного дня, зимний пейзаж привлекает внимание своей поэтичностью, особым чувством открытости окружающему миру, стремлением передать все оттенки и полутона бескрайнего голубого неба, припорошенных снегом куполов, заметенной дороги, утопающих в снегах деревенских домов. Но самое главное – это глубокое молитвенное настроение, та тишина, что проникает в сердце и отзывается в человеческой душе призывом «иметь сердце горе», взирая с высоты, подобно птице, распростершей крылья и парящей над землей.

Характерной чертой картины художника является особый стиль в изображении архитектуры, которая увидена и передана не как застывшая каменная зодческая данность, а как средовое и историческое явление в суровом природном и временном окружении. Художник расширяет привычные для себя, уже сложившиеся композиционные и образно-содержательные рамки. Природа на представленной картине, ясный день действительно становится не просто и не столько хорошо знакомым и приятным видом, а «святой обителью» истинной красоты и высокой духовности.

История

Картина написана в 2007 году и экспонировалась на персональной выставке художника в 2011 году выставочного зала Вологотской областной картинной галереи. Идейной составляющей общего замысла новой выставки стали такие емкие и масштабные по своей значимости понятия, как Родина, Русский мир, Русский Север.

Рекомендуемая литература

Комментировать