Святой Матфей и Ангел

Святой Матфей и Ангел
  • Дата создания: 1602
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: 295×195 см

Сюжет

Сюжет связан с явлением Матфею Ангела, вдохновившего его на написание одного из Евангелий.

Описание

В представленной картине Апостол Матфей выглядит необычно: перед зрителем предстает простолюдин-самоучка, не знающий грамоты, который с удивлением смотрит в раскрытую перед ним книгу и повторяет вслед за Ангелом по складам слова им же написанного Евангелия. Для наглядности художник сделал акцент на руке Апостола, который пальцем водит по строке по указанию Ангела. Это «неведение» Евангелиста символизирует его чистую и открытую веру, противопоставленную ложной учености фарисеев, отвергших слова Спасителя, отказавшихся от Его духовного водительства.

Матфей сидит скрестив ноги – также очень необычная поза, которая многими критиками была расценена как вульгарная. Так могли себе позволить сидеть люди низкого происхождения. Не менее вульгарно было изображать Апостола с босыми ногами,но у Караваджо босые ноги – это символ следования по пути Христа.

Делая библейских персонажей выходцами из простого народа, Караваджо подчеркивает, что Христос обращался к обычным людям, обличая книжников и фарисеев в их ложном благочестии. Он ел и пил с грешниками – мытарями, нищими, исцелял больных – то есть тех, кто по мнению фарисеев, никаким образом не мог удостоиться славы Божией. Но Христос приходит именно к отверженным – к мытарям, нищим, больным. Матфей был сборщиком налогов, презираемый фарисеями за свой род деятельности. И Караваджо вспомнив увиденную им в одной из миланских церквей одноимённую картину живописца Фиджино, которая поразила его непритязательной простотой исполнения и жизненной правдой, последовал за своим собратом. Он изобразил Матфея именно так, как он его видел – человеком глубокой веры, отличной от бесплодного мудрования фарисеев. Караваджо изобразил Ангела непосредственно водящим рукой Матфея по пергаменту – при этом сам евангелист похож на обычного крестьянина, не знающего грамоты: он не учен, но его сердце открыто Христу, и он следует за Ним.

Картина построена на контрасте черного, красного и белого цветов. Фигура Матфея и явившегося с небес Ангела как бы высвечивается изнутри – луч света падает на его лицо и руку, водящую по книге.

Фигуры помещены не в центре, а несколько смещены влево – это известный прием художника, который придает персонажам большую выразительность.

Этот вариант картины был отклонен католической церковью: изображение нашли неприличным – прежде всего, из-за «оскорбительно выставленных на всеобщее обозрение обнаженных ног святого».

История

В феврале 1602 года Караваджо получил заказ на полотно «Святой Матфей и ангел», которое должно было занять место между двумя написанными ранее картинами в алтаре капеллы Контарелли. Следуя своим представлениям о реализме, Караваджо изобразил ангела непосредственно водящим рукой Матфея по пергаменту – при этом сам евангелист похож на обычного крестьянина, не знающего грамоты. Этот вариант картины был отклонен церковью, поскольку изображение нашли неприличным – прежде всего, из-за «оскорбительно выставленных на всеобщее обозрение обнаженных ног святого».

Рекомендуемая литература

Комментировать