Array ( [_gcl_au] => 1.1.317721250.1709542979 [_ga] => GA1.2.450268856.1709542980 [_ym_uid] => 1709542980777603172 [_ym_d] => 1709542980 [_langs] => r [_gid] => GA1.2.550089674.1714498134 [_gat_UA-12794142-1] => 1 [_gat_gtag_UA_12794142_1] => 1 [_ym_isad] => 2 [_ym_visorc] => b )

Причащение умирающей

Причащение умирающей
  • Дата создания: 1839
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: 76,3×95,5 см.

Описание

На представленном полотне показана сцена причащения больной женщины. В центре картины мы видим ложе с одернутым пологом из дорогой ткани, на котором сидит, поддерживаемая заботливой служанкой облаченная в белую льняную рубаху помещица. Возле нее собрались домочадцы и прислуга: их фигуры художник помещает чуть поодаль, у входа в просторную, чисто прибранную залу. Рядом с больной священник, который держа в руках чашу со Святыми Дарами, напутствует свою подопечную перед принятием Святых Христовых тайн.

В фигурах людей в их замедленных движениях, позах создается впечатление тихого покоя, уравновешенности, скорбной тишины. Композиция проникнута тем скорбным и одновременно духовно просветленным настроением, которое напоминает о краткости человеческого бытия и необходимости примирения с неизбежным.

Фигура молодой женщины, её последнее земное ложе показаны освещёнными. Словно бы отблеск уже неземного, божественного света ощутим и на лицах столпившихся вокруг постели.

Обратившись к печальной теме ухода человека из земного мира, Венецианов стремится не заострить драматизм ситуации, а передать торжественность последних скорбных минут прощания.

История

После эпидемии холеры 1831 года, когда умерла его жена, Венецианов стал глубже задумываться о судьбе и предназначении человеческой жизни. В сохранившихся письмах неоднократно встречаются слова, посвящённые памяти супруги. В них сквозит печаль о нехватке материнского внимания подрастающим сиротам-дочерям. Из всех этих раздумий и родилось это полотно.

Критика

Для современников полотно явилось своеобразным откровением. Работу отметили большинство обозревателей выставки. «В последней его картине что может быть лучше и вернее сельского дьячка, сельского священника? Старушка, молящаяся, и молящаяся усердно, по-русски, очень хороша и ничуть не лишняя в картине. Сама больная, с выражением надежды и веры во взоре, больна в совершенстве», – отмечалось в «Библиотеке для чтения».

Рекомендуемая литература

Комментировать