Сцена на могиле

Сцена на могиле

Сюжет

Представленная картина мастера – живописная интерпретация русской народной песни о плаче по умершему. Аллегорическая композиция полна символического звучания. За свежей могилой, на которой скорбят родные люди, виднеется несколько заброшенных могил со сломанными крестами.

Описание

Известный художник В.Г. Перов изображает три образа женского горя по умершему. Обессиленная мать, потерявшая как физические, так и душевные силы, лежит на могиле, упершись головой на крест. Безутешно горе старушки-матери, обнимающей могилу сына, она своей головой упирается в крест. Тиха и спокойна печаль сестры, которая понимает всю безысходность ситуации и не представляет, что же делать дальше. Возможно, время вскоре вылечит, сотрет воспоминания, утешит ее горе. Фигура молодой вдовы неоднозначна: она изображена кормящей грудью сына-сироту, одновременно смотря в сторону проходящего мимо солдата. О ее горе напоминает лишь траурный черный платок, практически спадающий с плеч.

Разницу между своими героинями автор подчеркивает цветом их одежды: мать – черный и темно-синий, сестра – светло-коричневый, жена – белый и оранжевый. Композиционно все фигуры вписываются в треугольник с вершиной – могильным крестом.

Другая интерпретация связана с западноевропейской эстетикой классицизма, где была распространена тема трех возрастов человека: юности, зрелости и старости. Ее смыслом было memento mori: напоминание о смерти, о бренности этой жизни на земле. Тема быстротечности земной жизни является напоминанием христианину о жизни вечной. Да, в этой жизни все пройдет: и горе, и радость, но вечная жизнь непреходяща, вечна – к ней устремляется душа, оставив этот бренный мир, желая встретиться с Христом Спасителем.

История

В 1853 году Перов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. А уже в 1856 г. за представленный в императорской Академии художеств этюд головы мальчика он получил малую серебряную медаль. За этой наградой последовали другие, присуждённые ему Академией: большая серебряная медаль за картину «Приезд станового на следствие» в 1858 году, в 1860 – малая золотая медаль за картины «Сцена на могиле» и «Сын дьячка, произведённый в первый чин», в 1861 году – большая золотая медаль за «Проповедь в селе».

Несомненно относимая к жанровой реалистической живописи, картина по своему символическому и аллегорическому содержанию явно написана под воздействием лучших образцов западной живописи эпохи классицизма.

Рекомендуемая литература

Комментировать