Array ( [_ga] => GA1.2.521482766.1650086190 [_ym_uid] => 1650086190683444451 [_ym_d] => 1699097561 [_gcl_au] => 1.1.385184300.1711985465 [rmcookie] => S:hbGZ-t9arPcy45Ys-pP013qjmBrlDxCB-rBoUfuvBflb_BxRcdReX3y2FLpXxgh3E7kBdX3_lUL92cEeoxGFWFDr6KWSeTddZ24HZtoAvltkD44bfCDAbnKQ7be9Fq3UySypKp6qyMCFeOzd3L4DhO8jrLPKrS4-8wZxGBpCEL7KMpBVJ-Y9Da_qIkRUf3eKbki7fYEyQpEb2qYljuUimLySMIl8wJDraG0KU2HMXPEVXnyCuyIIxpwvhmAmcPedaNHLpd-8tq5GiRWHPrICB8WvHzLGzacutBMvHkV9pMHWo6Vl5jQyP-i5ydD_eOOuZnUITMptV9JJDrvQRwpZOxYFS-_fSuiYQknfrpM7TQpZoWY_EMGh9nYfmK5TNfpTwY-FbSKih0ZUM_D8gMQX3xA72PcPfeLnet2XWvC1cdonS8TfNbe7rBBK9kvKh8tmuqBUxW-5vsQAcsQu2n-UMVXUy5G_ew_5TqmTQVVp2rGAbW0xzlHmxIoHlyCn6-ZfQd6RyvltNEsbhFfjDXR_WDnofgId6FFHa04Uo5wrA-gFG6DA68mz-Q1vf4-umH9WcrIX2JTxdgNUkv9ePy0KGlrA56GI1UTr2XAzHMMrviLExBiY_kqyMAyNGBAbtfkRp_VxWXZ4Y_0= [otrid] => S:vkykmM5CHjwXtV3X6-DVGICC4h3iQU0dJqDzzgym6f3LXP1KmELaPjVitc_nyN7t_qlULcdcilxxE5k7UearGp1gyUlM-7njORhyX58ox3urfRsjjVKKHE_BGbX4ppXqEDjWXGiSgVh-vdAnGHKY6ecAtvmJDN7BIBMbHIRN8zu62cGuidc3a5k6F1tjaWsVkIZdoHTDQkhT8LH9uwxpvQfYh2uKS4M7N10= [_ym_isad] => 1 [_gid] => GA1.2.1213227431.1714032975 [_ym_hostIndex] => 0-3,1-0 )

Горе

Литература по теме

Го́ре

1) глубокое душевное страдание, острая скорбь, сильная печаль;
2) то же, что несчастье, беда (Откр.9:12).

job and his friends ilya repin scaled - Горе
Илья Репин «Иов и его друзья». 1869.

Является ли горе следствием греха?

Как реалия человеческого бытия, горе вошло в мир лишь после грехопадения первозданных людей (см.: Грехопадение), как следствие их преступления. До того, как прародители (см.: Прародители) преступили Божественную заповедь, они не знали ни горя, ни даже более мягкой формы страданий.

В данном осмыслении ответ на поставленный выше вопрос должен быть не иначе как утвердительным: горе является следствием греха.

С другой стороны, если рассматривать горе не в столь широкой перспективе, а в узкой (то есть если иметь в виду не горе вообще, а конкретные случаи горестных переживаний), то можно заметить, что в различных ситуациях непосредственными причинами горевания служили и служат различные в нравственном отношении факторы. В этом легко убедиться на примерах Библейской Истории.

Положим, горе, постигшее псалмопевца Давида, после того, как его обличил пророк Божий Нафан, имело причиной предшествовавшее горю прелюбодеяние с женой Урии Хеттеянина (2Цар.12:9-18). Страдание, которое испытал царь Давид, было связано с карой Господней и муками его совести.

Совсем другой характер имело то горестное состояние, в котором пребывал Иеремия, оплакивая участь еврейского народа (впереди у него был томительный плен) и разорение Иерусалима (Плч.1:12). Оплакиваемые Иеремией бедствия были вызваны беззаконием его соплеменников, отступивших от Бога, притом что сам он вёл строгую праведную жизнь.

Вероятно, что слепорожденный, которого исцелил Господь Иисус Христос (Ин.9:6-7), в связи с болезнью глаз испытал немало горестных мук. Тем не менее, на вопрос учеников «кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?», Спаситель ответил определённо: «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин.9:3)

Во времена Нового Завета многие христианские святые претерпевали горестные страдания из-за той ненависти, которую язычники питали к ним не за их согрешения, а за то, что те исповедовали веру в Распятого и Воскресшего Христа.

Стало быть, горестные муки, переносимые тем или иным человеком, могут быть непосредственным следствием совершенного им беззакония, но могут и не быть.

Горе обнажает человека, оставляет его наедине с собой и с Богом, с вопросами о смысле и цели жизни, которые беспечная жизнь скрывает от него.

Цитаты о горе

«С людьми, переживающими горе, надо говорить на особом языке. Общению с горюющими, травмированными людьми надо учиться, и к этому делу надо подходить серьезно и ответственно. На мой взгляд, в Церкви это должно быть целым серьезным направлением, ничуть не менее важным, чем помощь бездомным, тюремное или любое другое социальное служение. Чего ни в коем случае нельзя делать — это проводить какие-то причинно-следственные связи. Никаких: Бог ребенка забрал по твоим грехам! Откуда вы знаете то, что одному только Богу известно? Такими словами горюющего человека можно травмировать очень и очень сильно. И ни в коем случае нельзя экстраполировать свой личный опыт переживания смерти на других людей, это тоже большая ошибка».
М. Хасьминский, кризисный психолог

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka