Страдания

Литература по теме

Страда́ние — мучение; нравственная, душевная или телесная (душевно-телесная) боль (мука). Страдание – не всегда результат личного греха, но всегда результат греха.

stradanija - Страдания
«Страдания Иисуса Христа» (Мк.15:16-19). Ю. Шнорр фон Карольсфельд.

Возможные духовные причины страданий:

1) наказание от Бога за грехи ради покаяния грешника;
2) наказание от Бога за грехи ради возмездия грешнику (например, внезапная смерть);
3) наказание от Бога, врачующее душу (уже после покаяния);
4) испытание праведников от Бога ради особой награды;
5) предохранение человека от гордости или других грехов;
6) демонстрация того, что сила Божия действует через слабых людей;
7) напоминание окружающим о будущем воздаянии для праведников, которые умерли в страданиях;
8) по словам свт. Иоанна Златоуста, страдания святых указывают нам на то, кого действительно в этой жизни «нужно почитать блаженным, а кого жалким и несчастным».

Страдание как следствие наказания

Страдания стали частью человеческой жизни с момента грехопадения прародителей. В результате нарушения Божественной заповеди люди сделались смертными, согласно предварительно озвученному Богом предостережению, и были лишены доступа к плодам древа жизни, питаясь которыми, они могли бы поддерживать в себе жизненные силы (Быт.3:22-23). Кроме того Адам был обречен на тяжёлый труд для добычи пропитания (Быт.3:17-19), а женщина – на страдания, связанные с рождением детей (Быт.3:16). В «Исповедании православной веры Восточной Церкви» перечисляются следующие виды страданий, которые стали испытывать люди в результате наказания прародителей Богом за совершенный ими грех: поты в труде, скорби, телесные немощи, болезни в деторождении, тяжелая жизнь в течение земного странствования, которая заканчивается телесной смертью. Заметим, что эти наказания были наложены на прародителей и в педагогических целях.

В Ветхом Завете о скорбях и страданиях, ниспосылаемых или же попускаемых Богом, неоднократно говорится, как о проявлении Божественного правосудия. Человек, совершивший грех, должен понести наказание, связанное с некоторыми лишениями или даже со смертью. Особняком стоит книга Иова, повествующая о страдании невинного праведника. Однако уже и людям ветхозаветного периода было не чуждо воззрение на страдания как на выражение отеческой любви Бога к людям, согласно свидетельству: «Кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему» (Прит.3:12).

Однако с большей обстоятельностью мысль о наказании Божьем, как о мере педагогического воздействия на грешника и как о форме проявления любви Бога к грешнику, была раскрыта в период Нового Завета, в учении Церкви. Тем не менее и в Писании Нового Завета о страдании, как следствии наказания Божия, говорится двояко: с одной стороны, как о проявлении заботы Бога о Своих чадах, как о мере, служащей к их духовной пользе, способствующей их покаянию, очищению их от грехов (Евр.12:4-11;1Кор.11:32); с другой стороны, как о воздаянии грешникам, в этой жизни (1Пет.4:15; Рим.13:4) и в будущей – в геенне (Мф.10:28; Рим.2:5-8). Некоторые грехи приносят грешнику страдание естественным образом (например, тяжелые болезни как следствие распутной жизни), другие – накладываются в качестве наказания.

Страдания могут иметь искупительное значение для верующих во Христа людей. Это значение они приобретают не сами по себе, а в связи с искупительными страданиями Спасителя. Митрополит Стефан (Яворский) поясняет: «От этого не может быть обиды Христу Богу нашему, поскольку вся сила добрых дел и нашего искупления происходит от Крови Христовой, и если мы делаем что-либо ради нашего спасения, то мы делаем это Его Духом, нам данным, или, более того, в нас действует сам Дух Христов». Если человек, совершивший смертный грех, приносит покаяние в нем, ему следует исполнить епитимию за грех. Если он не исполняет ее по какой-то причине, у него остается долг временного наказания за грех. Это наказание может быть наложено на человека при жизни (в виде болезней и других скорбей, которые следует терпеливо переносить) или после смерти в аду (об упокоении таких душ Церковь молится и приносит Бескровную жертву).

Прп. Амвросий Оптинский писал об этом искупительном значении страдания следующее: «Должно знать, что грехи прощаются не одним исповеданием оных, но потребно и удовлетворение. Разбойнику на кресте Сам Господь сказал (Лк.23:43): Днесь со Мною будеши в раи. Но и после сего обетования разбойник не тотчас и не без труда перешел в райское наслаждение, а сперва должен был претерпеть перебитие голеней. Так и мы, хотя прежние грехи нам, при Таинстве Исповеди и при принятии монашеского образа, и прощены, но Божией епитимией за них должны понести, то есть потерпеть, болезни, и скорби, и неудобства, и все, что Господь посылает нам к очищению наших грехов». «Вменяются нам в оставление грехов… и болезнь, и немощь, и измождение плоти», – говорит свт. Иоанн Златоуст, видящий в них «печь, в которой мы очищаемся».

Прп. Варсонофий Великий пишет одному из своих духовных чад: «…сколько попустит тебе [Бог] поскорбеть в теле, столько подаст и облегчения в согрешениях твоих».

Страдание также может предохранить человека от потенциально возможных грехов. Например, разбойник, которого, вдруг, скрутил радикулит, не сможет выйти на тёмную кривую дорожку и совершить разбой, и т. п.

Страдание как испытание

Невинное или несправедливое страдание может также носить характер испытания веры христианина, может дать ему дополнительный повод доказать свою любовь к Богу. Свт. Филарет Московский писал: «Бог попускает нам испытывать скорби частию для очищения наших грехов, частию для оставления нам случая к заслуге. Кто переносит их с мужественной покорностью, тот не только не терпит от них никакого зла, но ещё извлекает из них самые драгоценные выгоды». Ярким примером такого страдания в библейской истории является праведный Иов, который потерял все (имущество, близких людей, здоровье), но не похулил Бога, выдержал испытание и был в итоге вознагражден.

В случае правильного отношения человека к испытываемым им скорбям и страданиям они могут служить средством к его воспитанию и укреплению его нравственного характера. Апостол Павел писал: «Мы хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает» (Рим.5:3-5). Ту же мысль выражает апостол Иаков, когда говорит, что «испытание нашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы мы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак.1:304). Таким образом, испытания, в случае правильного их перенесения христианином, способствует возрастанию уровня его нравственного совершенства.

По словам апостола Павла, Бог по благости Своей «не попустит… быть искушаемыми сверх сил», но посылая искушение, дает «и облегчение, так чтобы мы могли перенести» (1Кор.10:13). Апостол Иаков писал: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак.1:12). Отсюда становится понятным, почему святые переносят страдания не только терпеливо, но и со спокойствием и даже с радостью. Примером такого отношения к страданиям-испытаниям служат христианские мученики и исповедники всех времен.

Столкновение со страданием также служит напоминанием о том, что нынешнее положение дел на земле ненормально. Вот как изображает временную жизнь с ее обманчивыми благами свт. Григорий Богослов, которому, конечно же, приходилось терпеть скорби и страдания. «Что за жизнь? Это быстрый поток бегущей реки, в которой непрестанно одно уходит, другое приходит, и ничего нет постоянного… Много путей многобедственной жизни, и на каждом встречаются свои скорби; нет добра для людей, к которому не примешивалось бы зло, и хорошо еще, если бы горести не составляли большей меры. Богатство неверно; престол – кичение сновидца; быть в подчинении – тягостно; бедность – узы; красота – кратковременный блеск молнии; молодость – временное воскипение; слава – воздух; сила – достояние и дикого вепря; пресыщение – нагло; супружество – иго; многочадие – необходимая забота; безчадие – болезнь; народные собрания – училище пороков; недеятельность расслабляет; возделывать землю – трудно; отечество – собственная яма; чужая сторона – укоризна. Смертным все трудно; все здешнее – смех, пух, тень, призрак, роса, дуновение, перо, пар, сон, волна, поток, след корабля, ветер, прах, круг, вечно кружащийся, возобновляющий все, подобное прежнему». Только в Царстве Божием, к которому призван стремиться христианин, наступит полный покой, который недостижим на земле.

Наличие страданий дает возможность для выражения сострадания – одной из форм проявления любви к ближнему. Протоиерей Николай Стеллецкий рассуждает об этом так: «Наши страдания служат необходимым условием сострадания потому, что без них мы не умели бы сострадать. Они развивают в нашей душе способность понимать страдания людей, располагают нас сочувственнее относиться к чужому горю, быть мягче и, когда нужно, снисходительнее к слабостям и недостаткам других. Кто не изведал в жизни каких-либо тяжких испытаний, а ведает одно только материальное довольство, веселяся на вся дни светло (Лк.16:19), тот не хочет знать нужды несчастного Лазаря, погибающего от голода и холода, сердце его закрыто для сострадания, и он совсем уже не может сочувствовать бедствиям ближнего. И наоборот, человек, испытавший горе, скорее и глубже поймет и горе другого, с большей готовностью поболит сердцем за него, поспешит протянуть ему руку помощи. Однако же сострадание, вызываемое чужими страданиями, само по себе еще не есть высшее проявление любви: оно само существует лишь до тех пор, пока есть налицо возбуждающая его причина. Поэтому недостаточно только сочувствовать страданиям ближнего, нужно еще быть готовым самому пострадать и даже положить душу свою ради блага других (Ин.15:13). Нужно, одним словом, самоотвержение, в котором тем больше проявляется любви сравнительно с состраданием, чем большей продолжительностью и постоянством отличается оно в сравнении с последним. Всякое самоотвержение есть отречение от какого-либо личного, эгоистического интереса, есть, следовательно, лишение, или – что то же – страдание, служащее верным признаком совершенной любви».

Страдание как следствие нерассудительности

Есть такой вид неприятностей, страданий, которые человек навлекает на себя сам по нерассудительности или по гордости. Причиной таких бедствий становится для себя он сам. Прп. Анастасий Синаит говорит в связи с этим: «Часто мы подвергаемся опасностям, искушениям и немощам, причиной которых является не Бог и не диавол, а наша собственная неспособность правильного рассуждения и невнимательность, как это случается с теми, которые, видя изменение погоды к зиме, выводят, тем не менее, свой корабль из гавани, а также с теми, которые подвергают себя [ненужным] опасностям». В другом месте этот святой предостерегает: «Не следует неразумно ввергать самих себя в опасности, говоря, что мы уповаем на помощь Божию, даже тогда, когда осознаем себя достойными порицания. Ибо это есть самонадеянность и дерзость; так легкомысленно подвергая себя опасности, мы сами становимся причиной собственной гибели». Если человек самовольно ищет себе неприятностей, не стараясь узнать волю Божию о себе, это может обернуться для него пагубными последствиями.

Искупительные страдания Христа

Господь Иисус Христос добровольно пошел на страдания ради спасения людей. Пророк Исаия пророчествует о страданиях Христовых: «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис.53:4-7). Об искупительном значении Его страданий говорится в «Пространном христианском катихизисе»: «Бесконечной цены и достоинства добровольные страдания за нас безгрешного Богочеловека и Его крестная смерть – есть полное исполнение Божия правосудия, за грех осудившего нас на смерть, а также безмерная заслуга Спасителя, давшая Ему право не нарушая правосудия подавать нам, грешным, прощение грехов и благодать для победы над грехом и смертью».

В послании к Евреям говорится об Иисусе Христе, что «хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» (Евр.5:8-9). И в другом месте: «Как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр.2:18). Евфимий Зигабен объясняет эти слова: «Собственным страданием Он научился сострадать братии и простирать к ней руку помощи». Страдания Богочеловека показывают любовь к человеку, Его соучастие в человеческих страданиях.

Богочеловек Христос пострадал на Кресте, «оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Петр.2:21), и по этому, указанному Им крестному пути (пути святости, послушания Богу) должны следовать за Ним все, кто хочет достигнуть Царства Божия. Поэтому Христос говорит: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк.8:34). «И кто не несет креста своего, и идет за Мною, не может быть Моим учеником» (Лк.14:27). Разумеется, что страдания не сами по себе ведут к обещанному блаженству, а только в связи с искупительными страданиями Богочеловека. Если мы с покорностью воле Божией и, если возможно, с радостью несем свой крест, мы, по словам апостола Петра, участвуем «в Христовых страданиях» (1Пет.4:13). «Если, – говорит тот же апостол, – делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу» (Рим.8:17; Фил.3:10). О себе самом апостол говорит, что он носит «язвы Господа Иисуса на теле» (Гал.6:17) и убеждает христиан носить «поругание Христово» (Евр.13:13). О соучастии христиан в страданиях Христовых свт. Димитрий Ростовский писал: «…мы же страждущие есмы, яко собирающии по трапезовании укрухи; сице от страданий Господних некие собираем останки, глаголющу апостолу, исполняю, рече, лишение скорбей Христовых в теле Моем (Кол.1:24). Сиесть, еже Он не дотерпе, аз в теле моем дотерпеваю».

Некоторые наставления Иисуса Христа и апостолов о страдании в Священном Писании

«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф.5:11-12).

«Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется» (Мф.24:9-13).

«Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1Пет.4:12-16).

«Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2Кор.4:16-18).

Обязан ли праведник страдать?

Страдание — неотъемлемая составляющая земной жизни людей. Рождаясь, человек оглашает мир плачем (святые отцы объясняли это обстоятельство проявлением первородного греха). Но значит ли это, что в условиях нашего греховного мира страдание не только неизбежно, но и необходимо?

Как известно, человек был создан не ради страдальческой жизни, но ради счастья и вечного блаженства. Подлинное блаженство достижимо только в союзе с Богом — Неисчерпаемом Источником благ. Стремление к счастью, в той или иной степени, свойственно каждому человеку, хоть праведному, хоть неправедному. Но тогда как праведник, стремящийся к Богу, ищет подлинного счастья, для грешника, духовно отдаленного от Бога, характерно стремление к ложным, обманчивым радостям и удовольствиям. Их он ищет и находит в греховных мыслях и делах.

Встав на путь избавления от греха, человек, обычно, не сразу становится праведником, но продолжает находиться под воздействием приобретённых им ранее греховных привычек, страстей и пороков, наконец, под влиянием внешнего греховного окружения.

В данной связи он постоянно сталкивается с греховными искушениями и соблазнами, и вынужден с ними бороться. Эта борьба бывает сопряжена с многими трудностями, лишениями, страданиями. Так, искреннее сердечное покаяние, сопровождаемое угрызениями совести и стыдом, является формой душевного страдания; борьба с владычеством плотского начала, осуществляемая посредством бдений, постов, молитвенных стояний, физического труда, есть форма душевно-телесных страданий.

Такого рода духовное делание является одним из аспектов подвижнической жизни и вменяется христианину в обязанность. Страдания, возникающие в результате этого делания, сопутствуют и способствуют нравственному исправлению, духовному преображению, спасению грешника. Кроме того, перенося их с должным смирением, подвижник выражает свою веру и любовь к Богу (вспомним, что образцом богоугодного перенесения страданий является Господь Иисус Христос; следуя по Его стопам и перенося должным образом посланные или попущенные Богом страдания, христианин несёт свой спасительный крест и сораспинается Христу; делая это осознанно и свободно (Мф.16:24)).

Из всего сказанного, конечно, не следует, что христианин не вправе уклоняться от тех или иных форм страданий, например, от страданий, вызванных тяжелой болезнью. Закон Божий не воспрещает болящему пользоваться возможностями медицины (помощью медперсонала, лекарственными средствами, оздоровительными процедурами и т. п.). Сам Христос, а затем и апостолы исцеляли людей.

Особой оговорки требуют и действия людей, направленные на избавление от страданий, связанных с их бедственным положением. Если христианин живет в миру, ему не запрещается трудиться и получать за свой труд надлежащую заработную плату. Он вправе иметь пищу, одежду, кров, пользоваться иными благами (не противоречащими понятию о благочестии).

Следует особо подчеркнуть, что христианское учение вовсе не призывает к страданиям ради самих страданий. Протоиерей Николай Стеллецкий говорит: «Никогда не следует думать, что христианство требует страданий и всякого рода отречения от благ мира сего ради самих страданий. Призыв Христа к страданиям есть не столько требование, сколько предсказание. Зная, что зло мира сего в нем неуничтожимо, Господь предрекал страдания как нечто неизбежное. Но это неизбежное никогда нельзя превращать в нечто нужное и желательное. Страдание есть всегда следствие зла, и принципиально проповедовать страдание значило бы принципиально служить злу».

Разве наличие страданий в мире не противоречит благости Божией?

Наличие в мире страданий является следствием грехопадения человека, и этот факт не противоречит учению Церкви о благости Божией.

Свт. Лука Крымский (1877–1961), сам прошедший испытания советских лагерей и ссылок, в одной из проповедей говорит: «Для того чтобы исполнить Евангельское учение, чтобы идти по пути Христову, человек должен покорно и неустанно нести свой крест, не проклиная его, а благословляя. И тогда он исполнит завет Христов, ибо отвергся себя, взял крест свой и пошёл за Христом, пошёл в дальний путь, в тот путь, о котором Господь Иисус Христос сказал, что в Царствие Небесное ведёт узкий, тернистый путь, началом которого будут тесные врата. А мы все хотим, чтобы жизненный путь был широким, просторным, без всяких терний, грязи, камней и рвов, чтобы он был усыпан цветами. Господь указывает нам путь иной, путь страданий. Надо нам знать, что на этом пути, как бы он тяжёл ни был, если мы всем сердцем обратимся ко Христу, Он Сам удивительно будет помогать нам. Он будет поддерживать нас, когда мы будем падать. Подкреплять, ободрять и утешать нас. И тогда поймём мы слова Апостола Павла о том, что кратковременное лёгкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу (2Кор.4:17). Тогда эти страдания нашей краткой жизни будут для нас легкими страданиями. Когда мы пройдём этот путь, который только вначале кажется страшным и тяжким, когда почувствуем мы укрепляющую нас на этом пути Божию благодать, тогда радостно и со смирением будем нести крест свой и, идя, будем знать, что этим открывается для нас вход в Царство Небесное».

Когда свт. Николай Сербский был узником концлагеря Дахау, к нему, больному и измученному, подошёл один из надзирателей и говорит:
Неужели после всего этого ты до сих пор веришь в Бога?
Святитель Hиколай сказал:
Теперь не верю.
Надзиратель усмехнулся, а свт. Николай добавил:
Теперь знаю.
Много позже, когда святитель уже был освобождён от уз, он вспоминал Дахау и говорил, что никогда Бог не был к нему так близок, как в концлагере. И вспоминал мгновения богообщения как самые счастливые в жизни. Подобные свидетельства можно найти и у других исповедников веры.
Одни и те же страдания кого-то делают чище, а кого-то лишь озлобляют.

Любящим Бога «все содействует ко благу» (Рим.8:28). Все святые, пережившие в своей жизни тяжелые испытания, свидетельствовали о благости Божией.

Скорбят ли о человеческих страданиях Христос и Его святые?

Нет, ни Христос, ни ангелы, ни святые на небесах не скорбят ни о ком. Страдание, скорбь — противоположность блаженству. Почему же Христос и Его святые не страдают? Потому что знают о том благе, которым обусловлена та или иная потеря или страдание. Мы знаем, что Господь всемогущ и если попускает случиться какому-то злу, то ради известной Ему благой цели. Ничто в мире не происходит без желания Бога, поскольку все происходящее находится в Его руках, в этом суть учения о Промысле. Если Он Сам это попускает и желает, чтобы происходило то, чему Он дозволяет происходить, то и скорбеть о Своем же замысле Он не станет.

azsaints 195 - Страдания

Цитаты о страдании

«Страдания являются следствием греховности человека и попускаются Богом, но они не обязательны для достижения спасения, ибо грех преодолевается покаянием и исполнением заповедей Божиих».
Концепция участия Русской Православной Церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом

«Страдание, которое часто является предметом рассмотрения аскетических трудов святых отцов в связи с умерщвлением греха и страстей и практикой добродетели, не является любым каким ни на есть страданием. Оно означает скорби, которые, с одной стороны, связаны с отказом от порочных желаний, которые систематически проявляются в порочных страстях и порочных удовольствиях, с которыми они связаны, и, с другой стороны, с усилиями приобретения нового образа поведения, который состоит из добродетелей».
Жан-Клод Ларше

«Если человек из глубины горя спрашивает: «Где же Ты был, Господи?» – для христианина ответ очевиден: в бездне страдания Он был прежде тебя. Тебя еще не было, а Он уже был на Голгофском Кресте».
диакон Андрей

«Стремление человека избавиться от страданий естественно. И оно заложено в саму природу человеческую. Отношение Церкви к страданиям такое: Церковь сострадает своим членам, но в то же время она не боится своих страданий, она знает, что через них мы получим радость, превосходящую эти страдания настолько, что мы еще будем жалеть, что мало пострадали».
протодиакон Иоанн Шевцов

«Если бы Бог по временам не укладывал нас на лопатки, нам некогда было бы посмотреть на небо».
Блез Паскаль

«Тот, кто не хочет внимать шепоту вечности, будет внимать ее громам».
Сергей Николаевич Трубецкой

«»Христос терпел и нам велел» — гласит мудрая русская пословица. Действительно, порой православные христиане испытывают беды и горести, болеют и оказываются перед тяжёлыми проблемами. И это не бессмысленно.
И понимание смысла страданий помогает их переносить достойно. Поясню на примере. Если человек заболеет опасной и мучительной болезнью, он идёт в больницу. В больнице его начинают лечить и в процессе лечения подвергают разным мучительным процедурам. И человек терпит их, потому что знает, что благодаря этим небольшим страданиям он сможет избавиться от гораздо больших страданий и смерти, которые бы ожидали его, если бы он не стал лечиться.
Такие исцеляющие страдания для больного имеют совсем другой смысл, и он иначе смотрит на них. Точно так же и и православный христианин на жизненные скорби и страдания смотрит иначе, чем неверующий.
Неверующий человек часто встречает страдания с растерянностью, отчаянием, озлобленностью. А православный человек встречает страдания со смирением, считая что получил их по справедливости за свои грехи. Он терпит их, веря, что Бог послал ему это испытание для того, чтобы сделать его душу лучше и помочь избавиться от того греха, с которым человек не мог справиться своими силами. Христианин терпит все выпадающие скорби без ропота, ради Христа, и через это душа его становится чище, ум становится мудрым, а сердце – любящим.
Также страдания и прочие испытания нашей жизни помогают нам понять, чего мы стоим на самом деле и трезво взглянуть на себя, чтобы увидеть свои несовершенства. Ведь пока мы их не увидим и не признаем, мы не сможем их исправить.
А пока мы живём обычной жизнью, без трудностей и скорбей, очень часто начинаем думать, что с нами уже всё хорошо в духовном отношении. Что мы и так хороши и почти святые.
Господь Иисус Христос сказал Своим ученикам: “В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир” (Ин.16:33). И у тех православных христиан, которые имеют правильное отношения к страданиям, происходит то, о чём сказал святой Димитрий Ростовский: “Нет у праведных печали, которая не претворялась бы в радость, как нет и у грешников радости, которая не обращалась бы в печаль”».
священник Георгий Максимов

«Если, имея увечье, мы терпим и не ропщем, то мы получаем большую мзду. Потому что все увечные люди откладывают себе какие-то [духовные] сбережения. К примеру, в небесной сберегательной кассе на человека глухого открыт счёт за то ухо, которым он не слышит, на слепого — за слепой глаз, на хромого — за хромую ногу. Это великое дело! Если эти люди совершат еще хоть небольшой подвиг против душевных страстей, то они будут награждены и венцами от Бога. Посмотри — ведь инвалиды войны получают особую пенсию и, кроме того, их награждают орденами. <…> Если люди увечные не ропщут, но смиренно славословят Бога и живут с Ним, то в Раю они займут лучшее место. Бог поместит их вместе с исповедниками и мучениками, которые ради Христовой любви отдали свои руки и ноги, и сейчас в Раю они с благоговением лобызают руки и ноги Христа».
прп. Паисий Святогорец

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka