- Когда появились первые мученики? Каково их значение для Церкви?
- Что такое Мученические акты?
- Когда появились первые мученики в русской Церкви?
- Становится ли мучеником еретик, идущий на смерть за Христа?
- Считается ли мучеником за Христа тот, кто провоцирует своих гонителей?
- Является ли мучеником за Христа погибший воин?
- Является ли мучеником человек, погибший после страданий?
- Можно ли добровольно искать себе мученичества?
- Какие мученики упоминаются на проскомидии?
- Цитаты о мучениках
Му́ченик (греч. martis - свидетель) – человек, принявший мучения и/или смерть за исповедание веры в Иисуса Христа. Потерявший душу свою ради Меня сбережет ее (Мф.10:39). Важно отметить, что христианский мученик претерпевает мучения и смерть за исповедание Христовой веры, любые другие обстоятельства мучений и смерти не причисляют человека к этому лику святых.
Греческое слово martis, которое было переведено на славянский и затем на русский словом «мученик», следует переводить – «свидетель». Из этого видно, что во времена гонений значение придавалось не столько мучениям, которые претерпевали мученики, сколько стойкости их свидетельства – исповедания христианства.
По древнему учению Церкви, мученическая кровь смывает все грехи, и в истории Церкви известны случаи, когда некрещеные люди, исповедавшие веру во Христа и после этого претерпевшие мучения, почитались в Церкви как святые мученики. Про них говорилось, что они крещены своей кровью.
Когда появились первые мученики? Каково их значение для Церкви?
Первые мученики появились еще в апостольский период. Их мученичество было результатом преследований со стороны иудеев, смотревших на христиан как на опасную секту и обвинявших их в богохульстве. В Новом Завете содержится несколько свидетельств о мучениках, пострадавших от этих гонений. Распространение Церкви соотнесено с мученичеством св. Стефана (Деян.8:4 и далее). В Новом Завете говорится, например, и об Антипе, «верном свидетеле (μάρτυς)» Божием, умерщвленном в Пергаме (Откр.2:13). Римские власти в этот начальный период христиан не преследовали, не отличая их от иудеев (иудаизм же был в Риме дозволенной религией). Так, иудеи в нескольких случаях пытались предать ап. Павла на суд римским властям, однако, эти власти отказывались осуждать апостола, поскольку рассматривали выдвигаемые против него обвинения как религиозные споры внутри иудаизма, в которые они не желали вмешиваться (Деян.18:12-17; Деян.23:26-29; Деян.26:30-31). Одиннадцать из двенадцати апостолов (кроме апостола Иоанна Богослова) закончили жизнь мученическим подвигом. В ранний период именно мученичество способствовало распространению Церкви, и в этом плане оно также выступало как продолжение апостольского служения. По словам Тертуллиана, кровь христиан была тем семенем, из которого произрастала вера.
Что такое Мученические акты?
Мученические акты (лат. acta martyrum), другие названия: акты мучеников, акты святых (acta sanctorum) – наименование сборников древнейших известий о мучениках. Различаются два типа подобных актов. Первый тип представлен официальными судебными протоколами тех процессов, которые велись римскими властями против христиан. Второй тип мученических актов – это записи очевидцев-христиан, стремившихся сохранить для церкви достоверное описание страданий и победы подвижника.
Когда появились первые мученики в русской Церкви?
В истории Русской Церкви первые мученики появились еще до крещения Руси князем Владимиром: по сообщению Повести временных лет в 983 г. киевские язычники убили двух варягов-христиан Феодора и Иоанна (отца и сына). В 1015 г. были убиты свв. князья Борис и Глеб; понимание их гибели как мученичества свидетельствует о расширении в русской духовности самого этого понятия: хотя свв. Борис и Глеб были убиты не за веру, а в результате междоусобия, их смирение в смерти и следование Христу и чтимым мученикам в непротивлении мучителям воспринимались как христианский подвиг.
Становится ли мучеником еретик, идущий на смерть за Христа?
С древнейших времен Церковь почитала страдальца мучеником только тогда, когда имелось полное убеждение, что человек не оступился во время мученического подвига, а совершил его в единстве с Церковью, всецело предавшись в руки всеспасительного Промысла Божия. Поэтому к святым не могли быть причислены пострадавшие еретики или схизматики, а также отпавшие из-за церковного раскола или из-за предательства, или по нецерковным мотивам.
«Если члены Церкви, призванные к мученичеству за истинную веру, встречаются с так называемыми «мучениками», последователями фригийской ереси (т. е. монтанизма), они держатся особо и умирают, не входя с ними в общение», – пишет о позиции Церкви применительно к мученичеству монтанистов Евсевий Кесарийский («Церкованая История», глава 28).
9-е и 34-е правила Лаодикийского собора, несомненно отражающие уже сложившееся церковное воззрение, прямо называют скончавшихся не за Православную веру лжемучениками и возбраняют (под угрозой отлучения) членам Церкви посещать места их захоронений с какой бы то ни было целью:
На кладбища всяких еретиков, или в так именуемыя у них мученическия места, да не будет дозволено церковным ходити для молитвы или для врачевания. А ходящим, аще суть верные, быти лишенными общения церковнаго на некое время. Кающихся же и исповедающих, яко согрешили, приимати во общение.
Всякому христианину не подобает оставляти мучеников Христовых и отходити ко лжемученикам, которые, то есть, у еретиков находятся или сами еретиками были. Ибо сии удалены от Бога: того ради прибегающие к ним да будут под клятвою.
Считается ли мучеником за Христа тот, кто провоцирует своих гонителей?
Церковью, как правило, не признавались святыми мучениками христиане, намеренно добившиеся смерти своим вызывающим поведением. Так, епископ Менсурий Карфагенский (начало IV в.) запрещал своей пастве посещать в темницах тех, кто попадал туда из-за оскорбления язычников, а Эльвирский Собор, бывший в 305 году, прямо постановил, что убитые в походах при разрушении языческих капищ и идолов не должны быть признаваемы мучениками.
Является ли мучеником за Христа погибший воин?
Павшие в бою воины, в отличие от умученных за веру военнопленных, безусловно не могут быть названы святыми мучениками. Говорить о гибели на войне как о мученичестве допустимо только в риторическом ключе.
Является ли мучеником человек, погибший после страданий?
В глубине этого вопроса таится вопрос о том, являются ли предсмертные муки спасительными для человека в вечности. Всё зависит от человека, принадлежности его к «кораблю спасения» - Церкви и восприятии им мучений (как очистительных или лишь мешающих «нормальной жизни»). Сами по себе мучения не приближают человека к Богу, а могут и ожесточить его душу.
Можно ли добровольно искать себе мученичества?
Отвечая на этот вопрос, следует вспомнить, что такое царский путь в жизни христианина. Царский путь – это путь рассудительной умеренности в борьбе со страстями и в стяжании добродетелей, умение найти в любом делании середину между излишеством и недостатком, между ревностью не по разуму и теплохладностью и т. д. Другими словами царский или средний путь состоит в знании своей меры. Поэтому настоящий мученик не «напрашивается» на страдание, но и не кривит душой и не спасается бегством. Св. Григорий Богослов писал: «Закон мученичества таков, чтобы, как щадя гонителей и немощных, не выходить на подвиг самовольно, так выйдя не отступать, потому что первое есть дерзость, а последнее – малодушие» (Слово 43).
Какие мученики упоминаются на проскомидии?
Представление о мучениках как заступниках за людей перед Богом, как о постоянно присутствующих членах церковной общины выразилось и чине литургии, в частности в проскомидии. В честь мучеников вынимается 5-я частица из 3-ей (девятичинной) просфоры, разделяемой по чинам святых. Согласно русскому служебнику эта частица вынимается «в честь и память» «Святаго Апостола, первомученика и архидиакона Стефана, святых великих мучеников Димитрия, Георгия, Феодора Тирона, Феодора Стратилата и всех святых мученик, и мучениц: Феклы, Варвары, Кириакии, Евфимии и Параскевы, Екатерины и всех святых мучениц» (в разных православных традициях набор имен может варьироваться). Кроме того, мученики с древнейших времен особо упоминаются в ходатайственной молитве (intercessio), произносимой непосредственно после преложения Святых Даров (epiclesis), и для них отделяется особая частица на проскомидии (при приготовлении вещества Святых Даров).
Цитаты о мучениках
«Господь связал сатану, чтобы не дать ему обольщать народы, причем связан он не какими-то внешними силами, а проповедью апостолов и кровью мучеников. Человек, который страдает ради Христа, сражается за имя Христа, действительно обуздывает силы зла. А кровь мучеников в буквальном смысле тушит идольские жертвенники. Сила сатаны ограничена, потому что он сотворенное существо и для поддержания своего существования ему нужно постоянно питаться злом человека, страстями. Особенно излюбленной его пищей стала жестокость – сатана выдумал человеческие жертвоприношения, жертвы животных. А когда мученик умирает за имя Христа, он умирает не один – вместе с ним сражается Христос, и в результате кровь мученика тушит пламя сатаны и обессиливает его. И диавол не может уже властвовать над людьми».
священник Даниил Сысоев
«Самая лучшая смерть для христианина, конечно, мученическая за Христа Спасителя. Это самая наилучшая смерть, которая возможна для человека в принципе. Мученик тот, кто своей кончиной засвидетельствовал, что Христос победил смерть, что Он воскрес из мертвых. Вот в чем суть свидетельства».
священник Даниил Сысоев
«Когда пойдут у нас в ход споры с язычниками и битвы о догматах и станут они клеветать на нашу веру, то вместе с прочим представим им и это, т. е. смерть мучеников, и скажем: кто убедил их презирать настоящую жизнь? Если Христос умер и не воскрес, то кто совершил эти сверхъестественные дела? Относительно того, что не может человеческая сила в течение столь долгого времени убеждать столь много тысяч не только мужей, но и жен и безбрачных дев и малых детей, чтобы они презирали настоящую жизнь, смело шли на диких зверей, смеялись над огнем, попирали всякого рода наказания и мучения, и стремились к будущей жизни, (противники наши) даже не будут иметь нужды в наших доводах, но спросят самих себя и получат достаточное доказательство сказанного. С того времени, как пришел Христос, были неверные цари, были и верные, но из неверных большая часть ввергали верующих в пропасти, в костры, в бездны, в моря, предавали бешенству диких зверей и разнообразным наказаниям и мучениям, всеми способами исторгая веру из души их, однако ничего не достигли, но отошли посрамленными, и хотя верующие были терзаемы всеми способами, но вера возрастала еще более».
свт. Иоанн Златоуст
Литература по теме
- Гонения на христиан в Римской империи Энциклопедический словарь
- Мученичество Библейский словарь
- Мученичество преп. Оптинские старцы
- Похвальное слово всем святым мученикам св. Иоанн Златоуст
- Похвальное слово мученикам преп. Ефрем Сирин
- Гонение на христиан из учебника Церковной гимназии
- Почему у еретиков и раскольников не может быть мучеников? прот. С. Аракелов
- Мученические акты
- Ранние мученичества А.Д. Пантелеев
- Мученичество как отправной момент монашеского призвания схиархим. Эмилиан (Вафидис)
- Мученичество в раннем христианстве. В.А. Федосик
- Увещание к мученичеству Ориген
- Книга о похвале мученичеству свщм. Киприан Карфагенский
- Христианское мученичество еп. Вениамин (Милов)
- Мученичество в византийской традиции иг. Дионисий (Шленов)
- Жития новомучеников и исповедников российских ХХ века
- Может ли смерть на поле брани быть мученичеством? История одного богословского спора Петр Пашков
Комментировать