Разрушение Содома и Гоморры

Джон Мартин (1789–1854)
Разрушение Содома и Гоморры

Сюжет

Художник иллюстрирует эпизод из Священного Писания о гибели городов Содома и Гоморры за распутство и греховную жизнь.

Описание

«Разрушение Содома и Гоморры» Джона Мартина – это эпическая картина. В ее центре художник изобразил гигантский шар вздымающегося пламени, потоки огненной лавы погребают под собой остатки некогда процветающего и богатого города. Величественные постройки домов и общественных зданий складываются как карточные домики. Подобный острому кинжалу удар молнии пронзает крепостную стену. Безжизненные скалы, окрасившись в кроваво-красный цвет, напоминают тело израненного воина.

В правой части картины мы видим маленькие фигурки людей, пытающихся спастись от удара стихии: это праведный Лот и его дочери, которых Господь выводит из города. Здесь же зритель видит жену Лота, которая, отстав от супруга, обернулась в сторону погибающего города и была тотчас же превращена в соляной столп.

Ритмическим акцентом картины является огромный кроваво-алый гребень взрывной волны, привлекающим взгляд зрителя. Почерневшее небо, извергающее огонь и серу, испепеляет нечестивый город. Это место художник подчеркнул энергичным движением линий огненного дождя, сконцентрировав внимание на обломках архитектурных зданий с падающими камнями и колоннами. Эти обломки направляют взгляд зрителя к крепостной стене, где мастер изобразил выход из города. Поднимаясь взглядом по каменистым уступам горы, зритель останавливает внимание на фигурах спасающихся людей. Белые одежды Лота и его семьи контрастно выделяются на фоне раскинувшегося внизу затемненного города. Луна освещает им путь, ее мертвенный свет усиливает эмоциональное воздействие на зрителя, завороженного этим ужасающим зрелищем смерти.

История

Картина была написана в 1852 году, прообразом Содома и Гоморры стали для художника крупные индустриальные города. Световые эффекты в картине были использованы под воздействием новейших для того времени панорам и диорам.

Критика

Картина была принята зрителями доброжелательно, однако были и критические замечания по поводу недостаточной проработанности образов. Так, известный писатель У. Теккерей считал картину безвкусной. А. Милн, напротив, положительно отзывался о полотне, считая, что художник в нем превзошел самого себя: «Он оживил историю для людей», – отмечал писатель. Скептически отнесся к творчеству мастера и известный художник-прерафаэлит Дж. Рескин.

Рекомендуемая литература

Комментировать