Первые христиане в Киеве

Первые христиане в Киеве

Описание

В.Г. Перов известен как мастер бытового жанра. Несмотря на социальную тематику, которая была характерна для большинства художников представителей критического реализма, в 70-е годы мастер обращается к религиозным сюжетам. Его интересует тема выбора веры, ее он воплощает в одном из своих полотен, известном под названием «Первые христиане в Киеве». Интерес к древнерусской истории и культуры в это время пробуждается не случайно – именно в эти годы возникает так называемый неорусский стиль в архитектуре, который иногда называют псевдорусским и неовизантийским. Новые тенденции, проявившиеся в архитектуре, находят свое продолжение в живописи. Эту перекличку идей мы и видим в творчестве В.Г. Перова, в его картине, посвященной истории распространения христианства на Руси.

В основу картины мастером были положены исторические события. На полотне изображены первые христиане, которые прибыли на территорию Древней Руси, которая оставалась еще языческой. Христианские проповедники еще не имели постоянного пристанища и вынуждены были таиться в пещерах, подобно первым христианам Рима. Они вели свои богослужения в местах тайных, скрытых и, как правило, под покровом темноты.

Художник показывает тайное богослужение, на которое собралось несколько человек. У подножия горы в выдолбленной нише мы видим группу людей, которые свершают службу. На престоле, освещаемом ярким светом расположены священные предметы – потир со Святыми Дарами, икона и книга – Священное Писание.

Группа людей, находящихся рядом с импровизированным престолом, читает слова молитвы. Одеты они достаточно просто, без украшений. С левой стороны выделяется фигура седовласого старца-отшельника. Прикрыв веки, он полностью сосредоточился на молитве. В центре группы, в черной рясе, на коленях стоит священник с длинной белой бородой. Перед ним раскрыта священная книга, руки распростерты, глаза полуприкрыты.

В основе картины лежит не сам исторический момент, а его интерпретация. Художник пытался передать именно психологическое состояние героев картины, переживание религиозных чувств. В этом плане он обращает особое внимание зрителя на лицо человека, стоящего за священником. Его открытые глаза подняты вверх, взгляд внимателен и сосредоточен, уста его произносят слова молитвы.

Мистическое настроение создает световой контраст полотна, на котором и построена вся картина. Людей окружает таинственный сумрак. Источником света становятся как будто священные книги: одна расположена на столе перед образом, а молодой человек с девушкой держат свиток. В результате зрителю хорошо видны только наполненные искренней верой лица людей, которых писания и молитвы как будто вырывают из кромешного мрака.

Картина В.Г. Перова мастерски передает молитвенное состояние богомольцев, а её композиция свидетельствует о высоком мастерстве. Священник ведет службу, все девять человек ему внимают. Они сошлись тёмной ночью в глухом месте ради общения с Богом. Свет от горящей свечи, освещающий Евангелие – это символ света божественной истины, открывающий величие и глубину христианской веры. Юноша, расположившийся в середине, освещен полностью; его лицо сосредоточено и духовно раскрыто. Стоящая слева девушка откинула голову назад, и мы видим лишь её руку да полураскрытые губы – она самозабвенно отдаётся пению молитв, в то время как глаза ее, наполовину скрытые тенью, устремлены в небо. Расположившегося справа молодого человека свет почти не коснулся; из темноты выступает лишь верхняя часть его лица с широко раскрытыми глазами… Такое чувство, словно он впервые увидел божественный свет, впервые приобщился священных тайн. Каждый человек здесь озарен по-разному, свет произвольно выхватывает из тьмы то нос и седую бороду древнего старика, то горб калеки-нищего, то руку поющего гимн священника, то затылок преклонившего колена человека…

Сильнее всех освещен человек, стоящий в центре картины. Перов одел его в яркие, красные одежды. Человек этот полностью погружен в молитву: он поднял глаза к небу, сложил руки на груди; скорее всего, он не видит никого, кроме Бога, и не слышит ничего, кроме пения ангелов.

Позади группы молящихся художник поместил ещё одного человека: вероятно, это воин; он одет в блестящую кольчугу, а через грудь его перекинута перевязь для меча. Он также участвует в богослужении, но явно колеблется – подойти ли ему ближе к группе молящихся или остаться на месте. На лице его удивление и восхищение от происходящего события, которое он еще не в силах до конца понять.

Картина скрывает в себе символический смысл: сумрак в ней олицетворяет человеческое неверие, из которого каждый выходит в разной степени и в своё время. Свет же здесь – это обретенное просветление верой.

В образе христиан, совершающих богослужение еще в языческом Киеве, как было сказано ранее, явная аллюзия на первых христиан Рима, также пришедших проповедовать Слово Божие среди язычников.

Художник даёт понять, что скоро мрак уйдет и наступит утро – это утро христианства, которое ожидает еще не пробудившаяся от языческого мрака Русь.

История

О жизни первых христиан в Киеве сохранилось немного сведений. Упоминание в летописи, что дружинники Аскольд и Дир приняли христианство после похода на Царьград в 866 году, дает основание полагать, что такие примеры не единичны. Из договора с греками 945 года известно, что среди киевских варягов было много христиан и в Киеве существовала церковь Святого Ильи. Кроме того, в 957 году крестилась княгиня Ольга. Известен случай приношения в жертву языческим богам в 983 году князем Владимиром, впоследствии крестившим Русь, двух варягов-христиан — Иоанна и его отца Федора.

Рекомендуемая литература

Комментировать