На новый приход

На новый приход
  • Дата создания: 1911
  • Техника: акварель
  • Материал: бумага
  • Размер: ?

Сюжет

На картине показана  практика частых переходов священников с одного прихода на другой либо по настоянию церковного начальства, либо по просьбе прихожан. На данной картине показан бедный священник, который, как представляется, служил честно и ничего не приобрел за годы своего служения. Начальство, вероятно, недовольно им: либо не угодил богатым прихожанам, был с ними слишком строг, либо вызвал недовольство церковного начальства, нарушив какую-либо инструкцию. Нам это неизвестно. Тематика, затронутая автором картины, была популярна в искусстве того времени. Тема маленького человека является характерной для искусства и литературы критического реализма.

Описание

На картине мы видим переезд священника на другой приход. Судя по багажу пожилого священника, его ветхому облачению можно сделать заключение о его бедственном материальном положении. Фактически всю жизнь, проведя на приходе, он ничего не заработал, довольствуясь крайне скудным достатком. Лицо священника спокойно, даже отстраненно, он полностью полагается на волю Божию и действует согласно ей. Тяжелый труд и тяготы привычны для него, и он готов идти дальше, на новое место, где возможно ему будет еще тяжелей, поскольку начинать придется заново, отстраивать приход, окормлять прихожан, учить и наставлять детей, поддерживать больных и стариков.

Также непритязательно и бедно выглядит его семья – внук священника в руках держит завернутые в простенькие бумажные обертки куличи – скромные пасхальные подарки от прихожан, провожавших священника на другое место службы. Позади процессию замыкают две женщины – вероятно это дочь батюшки и его супруга, также бедно одетые. В руках пожилой женщины свернутый рулон бумаги, другая женщина зябко прячет руки в потрепанную муфту. На санях лежит небольшой скарб. Возможно, это все его основное имущество. Весенняя промозглая погода, воздух, насыщенный сыростью, хмурое небо, еще не проснувшиеся от зимней стужи деревья усиливают тягостное положение семьи священника, вызванное крайне тяжким материальным.

На заднем плане храм, подобно призраку окутанный серой влажной дымкой – место прежнего служения священника. Как тяжело уходить с места, в котором проходили годы служения, как тяжело расставаться с паствой, которая и не заметила ухода своего пастыря и даже не стала провожать его на новое место, занятое своими житейскими заботами.

Художник продолжает тему, поднятую передвижниками и продолженную русскими писателями XIX века – тему маленького человека, задавленного нищетой, чья жизнь протекает в каждодневных заботах и трудах незамеченной, неоцененной. Также тихо уходит человек из жизни, не оставив воспоминаний. И только любящий Свое создание Господь, взирая на его тяжелый труд, даст за него богатую награду, открыв Свою райскую обитель. Перед нами труды и тяготы земного града, где боль и страдание, тяжелый труд и нищета. Но все это ничтожно, преходяще.

Рекомендуемая литература

Комментировать