Преследователи христиан у входа в катакомбы

Преследователи христиан у входа в катакомбы

Сюжет

Картина написана на исторический сюжет из жизни первых христиан. Источником послужили сочинения римских историков, в частности, Гая Корнелия Тацита.

Описание

На представленном полотне мы видим исторический сюжет, связанный с самым трагическим периодом в жизни первых христиан – жесточайшими гонениями со стороны римских властей. Спасаясь от преследований, христиане вынуждены были обитать в катакомбах – местах захоронения умерших, которые считались местом-убежищем, где виновные в преступлении не преследовались. На картине мы видим момент обнаружения христиан римскими властями. Художник изображает христиан выходящими из места-убежища, которое было обнаружено солдатами. Лица людей спокойны, они выходят из глубокой пещеры, освещенной светом факелов, зная, какая участь их ждет. Но они готовы принять страдания и смерть, ведь их ждет в будущем встреча со Спасителем.

Римские солдаты, изображенные в правом углу, с удивлением взирают на выходящих из укрытия людей. Они удивлены их мужеством, готовностью идти на смерть во имя своей веры. Для римских граждан культ богов был скорее государственной обязанностью, в римском Пантеоне были собраны статуи различных богов, к которым римляне относились толерантно. Можно было исповедовать любую веру, любую философскую систему с одним условием: поклоняться римскому императору и воздавать ему честь как богу. Христиане отвергнув культ императора, стали для них преступниками. Непонятен был и их образ жизни – целомудренный, направленный на любовь и сострадание ближнему. Это тоже вызывало удивление и неприятие, поскольку большинство граждан стремились к чисто земным наслаждениям. Но самое главное – ни философы, ни ученые язычники не могли понять и принять учение о Боге-Творце, о Богочеловечестве Иисуса Христа. Христианство было «эллинам безумие» и именно так воспринимают римские воины его последователей. Участь христиан была предрешена. Не случайно художник использует здесь коричневые, серо-зеленые, «минорные» цвета – они предрекают мученический конец последователей Христа.

В данной картине художник  отходит от традиционных приемов классицизма, меняя композицию, расположение героев, цветовую палитру. Действующие лица смещены к краям, а в центре композиции оказываются элементы пейзажа. В дальнейшем Семирадский будет неоднократно обыгрывать этот приём. Он придаст многим его сюжетам динамику и достоверность. Кажется, что это подсмотрено сторонним наблюдателем — ведь в реальности никто не выстраивает мизансцену событий с расположением героев в центре.

История

Чуть ранее «Светочей христианства», в 1874 году Семирадский представил в Петербург картину меньшего формата, также посвященную временам становления христианской религии – «Преследователи христиан у входа в катакомбы».

Художник, увлеченный темой раннего христианства и проблемой столкновения двух миров, языческого и христианского, проводит настоящую исследовательскую работу, выступая в роли художника-историка: изучает трактаты античных авторов, читает научные исследования, скрупулезно собирает этнографический и археологический материал, усердно штудирует древнеримскую архитектуру и античные древности, посещает римские развалины и раскопки Помпеи и делает многочисленные зарисовки. Результатом его размышлений стала написанная в 1874 году картина.

Критика

Картина была принята неоднозначно. Так, художник П. П. Чистяков в письме к В. Д. Поленову в буквальном смысле изничтожил Семирадского: «Ловко, ярко, грязно, криво, косо и глупо, глупо непомерно…»

Рекомендуемая литература

Комментировать