Первый Вселенский Никейский Собор

Первый Вселенский Никейский Собор
  • Дата создания: 1876
  • Техника: масло
  • Материал: холст на картоне
  • Размер: 33.9×32.3

Сюжет

Эскиз посвящен событиям Первого Вселенского Собора, на котором было разработано Православное учение о Единосущной и нераздельной Троице и осуждена ересь Ария, отрицавшая, что Сын единосущен Отцу. По словам Ария Сын был сотворен, еретик утверждал, что «было время, когда Сына не было». Цикл «Вселенские соборы» призван был показать историю Христианской церкви с I по X век, когда происходила борьба всевозможных сект и ересей, пока, наконец, не были выработаны общие постулаты христианской религии.

Описание

На верхней части хоров Суриков изобразил первый Вселенский Никейский собор, созванный в 325 году римским императором Константином для борьбы с арианами. На Соборе присутствовали патриархи Макарий Иерусалимский, Александр Александрийский, Евстафий Антиохийский, Александр, архиепископ Цареградский, Осия, епископ Кардубский, Пафнутий, епископ Фаваидский, Иаков Исповедник, Павел Неокесарийский и другие духовные лица. Архидиакон Афанасий опроверг учение Ария, того отлучают от Церкви и ссылают. Впоследствии Константин сам становится арианином, возвращает Ария, ссылает Афанасия.

Эскиз Сурикова, который можно увидеть в Русском музее, отличается смелостью. Арий по требованию заказчика не изображен, но весь сюжет и без того полон драматизма. Император Константин высоко восседает на троне в роскошной одежде, Афанасий с молодым страстным лицом поднял одну руку, а пальцем другой указует на строку в пергаменте. Это был мужественный человек, подвергавшимся гонениям за правую веру. Последовательно и стойко он защищал ее чистоту. Не только на Никейском соборе, где Арий был осуждён, но и позднее, когда весь епископат уклонился в арианство, он смело отстаивал истинность Православия. Художник поместил фигуру святителя Афанасия в центре картины, как одного из главных участников собора. Здесь же показан и его духовный наставник, епископ Александр Александрийский. Как известно, он председательствовал на Никейском соборе. Николай Мирликийский изображен напряженным, готовым к борьбе, известно, что он в споре дал Арию пощечину.

Также на эскизе изображен старец в простой монашеской одежде – это святитель Спиридон Тримифунтский, который всю жизнь занимался тяжелым крестьянским трудом и так скромно одевался, что однажды стражник принял за его за бродягу, отказавших пропустить епископа в императорский дворец. В руках епископа руках предмет, похожий на плинфу – глиняную пластину. Согласно преданию, с помощью плинфы святитель Спиридон явил на Соборе чудо, которое стало доказательством единосущности Лиц Бога-Троицы. Епископ сжал пластину, и из глины вышли огонь и вода. «Как плинфа – одна, а стихий в ней три, – сказал мудрый старец, так и Пресвятая Троица – Единое Божество в трёх Лицах» — более весомого и простого доказательства никто не слышал.

После замечаний Комиссии Суриков переделывает свой труд: Константин уже не выделяется богатством одеяния, Афанасий охлажденно статуарен, святитель Николай Мирликийский стал тем каноническим образом, к которому верующие обращаются с молитвой.

История

В 1876 году художник участвовал в росписи Московского храма Христа Спасителя. И перед нами – эскиз для этой большой работы. Однако работа мастера постоянно корректировалась. После замечаний академической Комиссии, выступающей с требованием следовать неукоснительно иконографической традиции в изображении Соборов, Суриков переделывает свой труд: император Константин Великий, председательствующий на Соборе, уже не выделяется богатством одеяния, Афанасий охлажденно статуарен, а св. Николай Мирликийский стал тем каноническим образом, максимально приближенный к иконописному образцу.

Рекомендуемая литература

Комментировать