Собор | I | II | III | IV | V | VI | VII |
Год | 325 | 381 | 431 | 451 | 553 | 680 | 787 |
Место | Никея | Константинополь | Ефес | Халкидон | Константинополь | Константинополь | Никея |
Император | св. Константин Вел. | Феодосий Вел. | Феодосий Младший | Маркиан | св. Юстиниан | Константин Погонат | Константин и Ирина |
Патриарх | св. Митрофаний | свт. Григорий; Нектарий | св. Кирилл Александрийский | св. Анатолий | св. Евтихий | св. Георгий | св. Тарасий |
Председатель | Евстафий Антиох. | Мелетий Ант; патриарх КПля | патриарх КПля | патриарх КПля | патриарх КПля | патриарх КПля | патриарх КПля |
Папа | Сильвестр | Дамас | Целестин | св. Лев Великий | Вигилий | Агафон | Адриан |
Членов собора | 318 | 150 | 200 | 630 | 165 | 170 | 367 |
Православные участники | Александр Ал-др., Осия Кордубский, Евстафий Антиох., Иаков Низибийский, свт. Спиридон, свт. Николай, свт. Афанасий Великий | Мелетий Антиох., преемник Вас. Вел. по Кес. кафедре Элладий, Григорий Нис, Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов | Мемнон Ефесский, епископы Александрии, Иерусалима, Палестины, Иллирика | Анатолий КП, Максим Антох., Ювеналий Иерус, Фалласий Каппад, легаты епп. Пасхазий и Луценций, Феодорит Кирский | Аполинарий Александрийский, Домн Антиохийский | Макарий Антиох., пресв. Петр и Феодор, представители Александрийского и Иерусалимского патриархатов | св. Тарасий Константинопольский |
Против кого | Ария | Македония, Аполинария | Нестория | Евтихия и Диоскора | «Трех глав» | Монофелитов | Иконоборцев |
Корни ереси | Непримиримость иудео-гностического сознания с тайной Боговоплощения | Арианство | Сочинения Феодора Мопсуэтского и Диодора Тарсийского | Некоторые места у свт. Кирилла, свт. Афанасия Александрийских | Некоторые места у Феодорита Кирского, послание Ивы Эдесского к марию Персу, творения Феодора Мопсуэстского | Стремление имп. Ираклия посредством монофелитства достичь унии с монофизитами | Иконоборческие и павликианские взгляды имп. Льва Исаврянина (717-741) |
Ересь | «Сын Божий – произведение и тварь; было время, когда Сына не было; Сын изменяем по существу» | Аполинарий: «Место человеческого духа во Христе заменил Божественный Логос» Македоний: «Св. Дух – творение» |
«Дева Мария – Христородица». Вопрос соединения естеств во Христе | Слияние во Христе Божественной и человеческой природ с поглощением последней первою; Евтих: «После Воплощения поклоняюсь одному естеству Бога вочеловечившегося» | Пронесторианские взгляды; осуждение III Вс. собора, хулы на свт. Кирилла Александрийского | Во Христе одна воля и одно действие Божеское | Иконопочитание – идолослужение. Неописуемость Христа. |
Сторонники ересиарха | Евсевий Никомидийский, Феона Мармарикский, Секунд Птолемаидский | пресв. Лампон, Иоанн Антиохийский, представитель императора Кандидиан | министр Хрисафий при дворе безвольного имп. Феодосия | Факунд Гермианский (Африка) – «В защиту трех глав»; западные и африканские епископы и пресвитеры | имп. Ираклий, Кир Александрийский, патриархи Кпля: Сергий, Пирр, Павел, Петр; папа Гонорий; Макарий Антиохийский, монах Полихроний | Константин Копроним | |
Обличители ересиарха | Александр Александрийский, Осия Кордубский | Мелетий Антиохийский, Григорий Нисский | Прокл Константинопольский, Евсевий Дорилейский; свт. Кирилл Александрийский | Евсевий Дорилейский – 448 г. – еп. собор; Флавиан Константиноп., св. Лев Великий | имп. св. Юстиниан, отцы собора | св. Софроний Иерусалимский, св. Максим Исповедник, св. папа Мартин | прп. Иоанн Дамаскин, папы Григорий II, Григорий III |
Постановления собора | 1-я часть Символа Веры (1-7 члены), празднов. Пасхи, против целибата, упразд. раск. Мелета | 8-12 чл. Символа Веры; о преимуществе Константинопольского епископа | «Божеское и человеческое естества во Христе соединены нераздельно и неслиянно». Низложение Нестория. Запрет составления нового Симв. | В одном лице Христа два естества – Божественное и человеческое – соединились неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно | Анафематствование Феодора Мопсуэстского и Оригена, «Послания» Ивы и некоторых других мест из творений Феодорита Кирского | «Во Христе два хотения, две воли соединены нераздельно, неизменно, неразлучно, неслитно; Его человеческая воля подчиняется Божественной» | «Честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней» |
Правила | 20 | 7 | 8 | 30 | 22 | ||
События после собора | Гонения имп. Констанция (336-61) на свт. Афанасия Алексдр. и папу Ливерия. Юлиан Отступник (361-63). 358 г. – собор в Анкире – утверждение Василием Анкирским и др. подобосущия. Возникновение аполинарианства (с 352 г.) | 395 – разделение Империи на Западную (имп. Гонорий) и Восточную (имп. Аркадий) части | «Отступнический собор» под началом Иоанна Антиохийского; низложение свт. Кирилла и Мемнона Ефесского. Прп. Далмат выходит из затвора поддержать православных в Кпле. Козни вельможи Иринея; заключение Кирилла, Мемнона и Нестория. Еп. совещание в Халкидоне | Имп. Василиск (476-7) издает энциклион с анафемой Собора; имп. Зенон (477-91) издает двусмысленный «Энотикон»; имп. Анастасий (491-518) вводит в Трисвятое «Распныйся за ны». Оппозиция монофизитов в палестине, Египте, Антиохии (монах Петр Гнафевс) | 615 г. – осада Константинополя персами | 691 г. – при имп. Юстиниане II Трульский (Пято-Шестой) Собор в Кпле. Председатель – патр. Кпля Павел, всего 213 отцов. Составлено 102 правила. | 813-43 – второй период иконоборчества. 802 – низложение Ирины. Иконоборцы имп. Лев Армянин (813-820), имп. Феофил (+842), патр. Иоанн Грамматик |
Дополнения | 321 г. – собор в Александрии, отлучивший Ария. Пом. Соборы: 314 – Анкир., 315 – Неокесар., 340 – Гангрский., 341 – Антиох., 364 – Лаодикийский, 347 – Сардикийский | Вопрос о Антиохийской кафедре. Оставление свт. Григорием Богословом Конст. кафедры. Поместные Соборы: 418 – Карфагенский, 394 – Константинопольский | Несторий осужден на поместном соборе в Риме 430 г. 12 анафематизмов свт. Кирилла. 482 – Энотикон | 449 г. – «разбойничий собор» в Ефесе, председ. – Диоскор Александрийский; низложение Флавиана и Евсевия, анафематствование Ивы Эдесского; убийство Протерия Александр., >>Тимофей Эллур | 544 г. – указ имп. с анафемой трех авторов. Спор о «трех главах». Протест Африканских и Западных епп. Согласие папы. Протест рим. диак. Рустика и Севастиана. Соборы в Иллирике и Африке против указа и папы. 551 г. – новый указ | Имп. Ираклий 638 г. – «Экфесис», имп. Констанс II – «Типос»; 645 г.- пре-ние прп. Максима с патр. Кпля Пирром; 648 г. – Латеранский собор – осудил монофелитство; 653 г. – арест папы Мартина, ссылка его в Херсонес, а прп. Максима – во Фракию, затем – в Колхиду | 754 г. – иконоборческий собор. Изгнание имп. Львом Исаврянинов патр. Германа и поставление патр. иконоб. Анастасия. 727 г. – папа Григорий II созывает собор в Риме против иконоборцев |
Автор таблицы священник Николай Святченко
Вселенские Соборы, годы их проведения
и основное вероучительное значение
I | 325 | Сформулировал Никейский Символ веры, дав определение Божественности Сына Божьего |
II | 381 | Дал определение божественности Святого Духа |
III | 431 | Дал определение Иисуса Христа как воплощенного Слова Божьего, и Марии как Божьей Матери. Седьмым правилом запретил изменять Никео-Цареградский Символ веры |
IV | 451 | Дал определение Иисуса Христа как Истинного Бога и Истинного человека в одном Лице |
V | 553 | Еще раз подтвердил учение о Святой Троице и об Иисусе Христе |
VI | 680 | Принял догмат «О двух волях и действиях в Господе нашем Иисусе Христе» |
VII | 787 | Провозгласил икону как истинное выражение христианской веры, приняв догмат «О иконопочитании» |
Даты памяти Вселенских Соборов
Наименование Вселенского Собора | Дата памяти переходящая (нов. ст.) |
Дата неподвижная (нов. ст.) |
---|---|---|
Память I В.С. (325) | В седьмую неделю по Пасхе. | |
Память II В.С. (381) | 4 июня | |
Воспоминание III В.С. (431) | 22 сентября | |
Память свв. отцов IV В.С. (451) | 29 июля | |
Память V В.С. (553) | 7 августа | |
Воспоминание VI В.С. (680-681) | 5 февраля | |
Память свв. отцов VII В.С. (787) | Если 24 октября случится в будний день, то память совершается в ближайшее воскресенье. | 24 октября |
Память свв. отцов шести В.С. | Воскресенье, ближайшее к 29 июля. | |
Память свв. отцов семи В.С. | 31 мая |
Комментировать