Второй Вселенский Константинопольский Собор

Второй Вселенский Константинопольский Собор
  • Дата создания: 1876
  • Техника: масло
  • Материал: холст на картоне
  • Размер: 30.5×32

Сюжет

Данный сюжет посвящен Второму Вселенскому Собору. Для обличения ересиархов Феодосий Великий созвал в Константинополе Вселенский Собор, на котором присутствовало 150 епископов. На рассмотрение Святых Отцов было предложено утвержденное на Римском соборе исповедание веры, которое святой папа Дамас прислал епископу Антиохийскому Павлину. Прочитав свиток, святые отцы, отвергая лжеучение Македония, единодушно утвердили апостольское учение, что Дух Святой есть не служебное существо, но Господь Животворящий, от Отца исходящий, со Отцом и Сыном спокланяемый и сславимый. Для опровержения прочих ересей: евномиан, ариан и полуариан, святые отцы подтвердили Никейский Символ Православной веры.

В Символе, принятом I Вселенским Собором, не говорилось о Божественном достоинстве Святого Духа, ибо духоборческой ереси тогда не было. Поэтому святые отцы II Вселенского Собора прибавили к Никейскому Символу 8, 9, 10, 11 и 12 члены, т. е. окончательно сформулировали и утвердили Никео-Цареградский Символ веры, исповедуемый и ныне всей Православной Церковью.

Второй Вселенский Собор кроме того установил формы церковного суда, определил принимать в общение через Таинство Миропомазания раскаявшихся еретиков, которые крестились во Имя Святой Троицы, а крестившихся единократным погружением принимать как язычников.

Описание

Второй Вселенский Собор был написан на нижней части северной стены храма. Он был созван императором Феодосием Великим в 381 году для борьбы с ересью Македония, отвергавшего единосущие Святого Духа и учившего, что Дух Святой есть творение, Он из рода служебных духов, не имеющий участия в Божестве и славе Отца и Сына. Ересь получила названия духоборчества и была осуждена, наряду с учением полуариан, которые учили, что Сын подобносущен Отцу.

Против учения духоборцев писали многие Отцы Церкви: Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Амфилохий Иконийский, Епифаний Кипрский, Аврелий Августин, Иоанн Дамаскин, а также церковный писатель Руфин Аквилейский.

Суриков изобразил патриархов Тимофея Александрийского, Мелетия Антиохийского, Кирилла Иерусалимского, Григория, епископа Нисского, Амфилохия Иконийского.

На картине Григорий Богослов зачитывает постановление о принятии всех догматов Никейского собора, тем самым опровергая учение Македония. Художник пытался придать лицам присутствующих индивидуальность, первоначальная композиция отличается красивыми сочетаниями цвета: темно-красного портьеры, розового ступеней, темно-зеленого кресел. Белая одежда патриархов, стихари – сиреневые, салатные, розовые объединены с общим колоритом мягкостью исполнения. Восточные патриархи – чернобородые, смуглые, со впалыми щеками, крючковатыми носами, горящими глазами – по требованию Комиссии лишились индивидуальных черт и были приведены художником к традиционному общепринятому изображению, согласно иконографическим образцам.

История

Данный заказ художник получил в 1876 году, роспись была должна появиться в Храме Христа Спасителя в Москве.

Рекомендуемая литература

Комментировать