Наболевшее сердце

Наболевшее сердце

Описание

В картине «Наболевшее сердце» зритель видит на первый взгляд понятный и незатейливый сюжет: юная девушка прибежала к старушке, вероятно бывшей в детские года ее няней, чтобы поделиться своим горем и найти утешение.

Художник при всей простоте сюжета, не открывает перед зрителем тайны: что же случилось, о чем плачет девушка, ища утешение, возможно, у единственного друга, который смог бы ее выслушать и проявить сочувствие. Быть может, здесь случилась какая-то сердечная драма, возможно, что девушку насильно пытаются выдать замуж, либо несчастье связано с семейными бедствиями – болезнью или смертью близкого человека. Автор картины оставляет зрителя наедине со своими героями, оставляя вопрос открытым.

Очень интересен и во многом символичен образ старушки, ее взгляд, исполненный сочувствия и потаенной печали свидетельствует о том, что подобная история ей знакома – вероятно, то же произошло некогда и с ней в молодые годы. Та же боль и отчаяние, первое столкновение с несправедливостью, с обидой, с сердечной драмой или же с каким-то большим горем оставили тяжелый след в ее душе. Герои картины предстают друг перед другом как в зеркале, то, что только случилось, уже было, то, что было, подобно тени прошлого, возникает из небытия снова. Юность, не знающая, что ждет ее впереди, исполненная надежд, которые оказались в одночасье разбиты, и старость, которая все пережила, перестрадала, и вдруг увидела, вспомнила тот миг, тот день, когда впервые с ней произошло подобное несчастье. Неопытность юности с ее порывами и мудрость старости с угасшими страстями – перед зрителем предстают как бы два полюса бытия человека.

Здесь же, за видимым планом, скрывается и невидимый: перед зрителем разворачивается драма человеческой жизни, которая есть всего лишь миг перед божественной вечностью. По оценке ряда исследователей, иконы, расположенные в комнате старушки, в дешевых окладах из фольги – такие обычно мастерили простые люди. Перед иконами  – мерцающая лампадка, и здесь же  рядом с иконами  большая картина, которая кажется несуразной, как будто бы лишней – ее сюжет мы не видим, художник делает ее невидимой, размытой, тогда как образ Спасителя рядом с ней, напротив, прописан весьма отчетливо. Здесь как бы намек на неопределенность и размытость мирских тревог и лишь ясный Лик Спасителя указывает на определенность иного бытия, лишенного печалей и тревог, которого удостаиваются праведники. Тот, кто последует за Христом в земной жизни, тот и обретет подлинное счастье. Временные, смиренно переносимые земные скорби, обернутся для праведных непрестанным блаженством. В этом и состоит тайна старушки – она уже пережила то, что, казалось бы, невозможно пережить, сердце ее умягчилось, упокоилось в Боге. Ее одежда контрастирует с нарядом юной девушки, белый старенький чепчик и непокрытая голова девушки – в ушке блестит жемчужная сережка, на нежной тонкой руке поблескивает красивый браслет – вероятно подарок любящих родителей. Синяя атласная юбка и белая кофта – такие наряды обычно носили девушки из купеческого или мещанского сословия.

Комнатка старушки аккуратна и бедна – диван, шкаф с иконами, столик для рукоделия. Скромная обстановка – вот и все ее богатство.

Художник мастерски передает фактуру предметов, серебристых окладов икон на стене и в шкафу, мягкие складки скатерти, ниспадающей на шерстяной ковер. На серебре играет свет самодельной лампадки. Вся обстановка как бы глушит громкие звуки – здесь тихо и спокойно, здесь время как будто бы остановилось, замерло, приоткрывая перед зрителем таинственное дыхание вечности, как будто бы сосредоточившееся в мерцании огонька перед иконами. Еще один шаг – и все будет забыто, прощено, пережито, ведь у Бога все мы дети, ищущие утешения.

История

Картина «Наболевшее сердце» была написана и выставлена на международной промышленно-художественной выставке, которая проходила в Чикаго в 1893 г. и была посвящена 400-летней годовщине открытия Америки Христофором Колумбом. Картина была помещена в русском разделе выставки и получила восторженные отклики. Жюри поощрило художника серебряной медалью за высокий уровень мастерства и глубину содержания.

Рекомендуемая литература

Горе
Утешение

Комментировать

1 Комментарий