Юдифь

Джорджоне (1477/1478–1510)
Юдифь

Сюжет

Сюжет картины связан с библейской историей о вдове Юдифь, которая спасла свой город Ветилую от нашествия ассирийцев. Военачальник Навуходоносора Олоферн решил не вступать в открытый бой, но взять под контроль водный источник и сломить иудеев измором. Первую неделю иудейский народ мужественно справлялся, но потом народ начал роптать на своих старейшин, чтобы те сдали город в руки ассирийцев. В ответ старейшины пообещали, что по истечении пяти дней, если Господь не проявит свою милость, они сдадут город.

Узнав об этом, молодая вдова сказала старейшинам, чтобы они не сдавали город раньше указанного времени и разрешили ей выйти из города и доказать милость Бога к народу Израиля. Они согласились выполнить просьбу женщины.

Придя к ассирийцам Юдифь попросила встречи с Олоферном, которому понравилась красивая женщина, которая убедила его, что поможет ему взять город. Олоферн пригласил ее к себе в шатер на пир. Много выпив вина на пиру, Олоферн заснул. В этот момент Юдифь отсекла Олоферну голову его же мечом. Затем спрятав голову Олоферна в сумку, она беспрепятственно вышла из шатра и вернулась в свой город.

Поутру, когда слуги обнаружили убитого Олоферна, они испугались и обратились в бегство от Иудейской земли.

Описание

Джорджоне изображает Юдифь в розовом платье, на фоне умиротворяющего пейзажа, в далекой дымке которого виднеется спасенный ею город. Её прекрасное лицо с опущенными долу очами и гладко причёсанными волосами выражает самообладание, осознание исполненного долга, целомудренную отрешённость и поистине царское достоинство. В правой руке Юдифь держит огромный меч, левой полуобнаженной ногой касается отрубленной головы Олоферна. За спиной Юдифи выделяется мощный узловатый ствол ливанского кедра, узнаваемого по листьям богатой кроны. Его корни столь же прочны и глубоки, как и древние корни народа иудейского.

Заметно мастерство Джорджоне в передаче разных фактур. Верхнее платье Юдифь в тенях приобретает насыщенный, ясный винный цвет, а на свету блекнет до нежно-розового цвета фуксии, который вошел в моду в Италии. Выступающая из разреза в платье нога Юдифь золотисто-бежевого цвета сочетается с красными оттенками платьев и сильно контрастирует с холодными желто-зелеными оттенками, в которых прописана голова мертвеца. Юдифь попирает ногой голову поверженного Олоферна, поставив стопу на лоб врага. Голова и глаза Олоферна направлены в левую сторону, то есть в прошлое, которое было заполнено злом. У Юдифи же голова слегка наклонена в правую. Она победила врага, оказалась сильнее.

Юдифь Джорджоне – это своего рода аллегория, метафора победы веры, добра, чистых помыслов. Благодаря особенностям композиции, цветовому решению и, конечно же, художественному мастерству Джорджоне, у него получается создать полный внутренней силы образ.

Картина поражает тонкостью и красотой живописного решения, ясностью и простотой композиции, а также гармоничным цветовым сочетанием, что было неведомо мастерам Раннего Возрождения.

История

Картина «Юдифь» – одна из самых известных работ Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, вошедшего в историю под псевдонимом Джорджоне. Джорджоне, как и многие художники эпохи Ренессанса, не подписывал своих картин, и долгое время считалось, что полотно написал другой художник – Рафаэль и изначально оно написано оно было не на холсте, а на дереве и служило оформлением дверцы шкафа. Известно, что к картине были приписаны приставки, которые между 1838 и 1863 годами были убраны.

Критика

Современники Джорджоне утверждали, что именно этот мастер первым внес в строгий венецианский стиль того времени романтический лиризм. Герои его полотен демонстрируют эмоции; их настроения и переживания сразу улавливаются ценителями. Живописец смело давал новое толкование тому или иному событию, послужившему сюжетом для его картины.

Рекомендуемая литература

Комментировать