Лот с дочерями

Лот с дочерями
  • Дата создания: XVI век
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: 75.5×104 см
  • В Библии: Быт. 19:31-36

Сюжет

Сюжет илюстирует эпизод из Священного Писания. После спасения от преследования содомлян и разрушения города, Лот с дочерьми поселился в лесу, в пещере.

Дочери его, считая, что из всех людей только они остались в живых, ради восстановления рода напоили отца вином и по очереди возлегли с ним. От этой связи они родили сыновей Моава и Бен-Амми: потомков моавитян и амонитян.

Описание

Действие происходит на лесной опушке, недалеко от города Содома, развалины которого мы видим на заднем плане. На переднем мы видим седовласого Лота, облаченного в богатые одежды. Взор его обращен на одну из дочерей, которая пытается соблазнить его, другая находится поодаль – она объята сном. Поодаль изображена жена Лота, обратившая свои взоры к пылающему в огне Содому – она превращается в соляной столп.

Фигуры на переднем плане, объединены утонченным ритмом линий. Их позы и жесты отличаются некоторой манерностью и легким эротизмом. Обнаженная фигура справа, благодаря четко прорисованным объемным формам и слишком светлому цвету тела, напоминает собой безжизненную мраморную статую. Такая мертвенность в христианской иконографии символизировала греховность персонажа.

Удлиненные силуэты фигур, их элегантность и грациозность, а также богатый колорит, построенный на сочетании изумрудно-зеленых, темно-красных и рыжих тонов усиливают эффект внешней декоративности.

История

Франс Флорис работал в жанрах ветхозаветных историй, аллегорий, античных сюжетов и светского портрета. Он синтезировал итальянскую манеру живописи с нидерландской. Ему удавались динамичные многофигурные композиции, а в светских портретах – передача различных эмоциональных состояний своих моделей.

Критика

А.Н. Бенуа дал следующую характеристику творчества художника: «Будучи… натурой крайне впечатлительной и большим знатоком своего ремесла, Флорису удалось в нескольких произведениях связать то, что он себе усвоил на изучении Микель Анджело и флорентийцев, с тем, что сближает его творчество с искусством Тинторетто и других венецианцев… Искать в творении Флориса ярких впечатлений от жизни природы в целом было бы тщетно. Главный его интерес был направлен на изучение нагой человеческой фигуры; что же касается пейзажа, то мастер ему отводил исключительно служебное место, заполняя им оставшиеся пустыми места между персонажами и удовлетворяясь при этом готовыми схемами. Однако и это имело тогда свою хорошую сторону».

Рекомендуемая литература

Комментировать