Последний день Помпеи

Последний день Помпеи

Сюжет

Основой сюжета стало историческое событие: извержение вулкана Везувий, находящегося близ Неаполя. Произошла эта трагедия в 79 г. В результате катаклизма погибли несколько тысяч жителей городов Стабии, Оплонтис, Геркуланум и Помпеи. Также были полностью уничтожены несколько поселений, расположенных у подножья вулкана. Первого апреля 1748 года начались полноценные археологические раскопки города Помпеи: открытие погибшего города стало самой настоящей сенсацией и почти сразу нашло отражение в творчестве многих художников, поэтов и писателей.

Описание

Перед зрителем предстает грандиозная картина гибели древнего города, прославившего себя выдающимися памятниками архитектуры, живописи, скульптуры. Город населяло огромное количество людей, сюда стекались известные художники, поэты философы. Но увы! Это чудо античной эпохи было погребено под жестокими ударами разгневанной стихии и навсегда исчезло с карты мира. Причиной страшной гибели являлись человеческие грехи: разврат, чревоугодие, гордость. Стремясь к земным наслаждениям. Люди не замечали Божьего знамения – в городе до извержения случались часто подземные толчки, но люди, не обращая на них внимания, продолжали пиршествовать и веселиться. Расплата за их беспечность была неизбежна – город полностью был уничтожен ударами жестокой стихии.

Будучи художником-романтиком, Карл Брюллов изобразил последние часы умирающей Помпеи, показав глубокий трагизм, весь ужас обрушившегося бедствия.

Вся картина, будучи единым целым, представляет вместе с тем, цикл отдельных эпизодов. Краткий миг ослепительного света, излучаемого извержением гигантского вулкана и молниями, выхватывает из тьмы фигуры потрясенных людей. Они в смятении и ужасе перед надвигающимся крушением города. Брюллов мастерски показывает весь драматизм сцены при помощи контраста черного и красного цвета, где черный цвет символизирует смерть, а красный цвет – страдание.

Фигуры, изображенные на полотне, движутся в вихреобразном ритме: здесь изображены бедные и богатые, старые и совсем юные жители, женщины, дети.

Полотно состоит из объединенных в одно единое целое эпизодов. Вот слева изображены несколько человек на ступеньках величественного здания: гробницы Скавра. Прямо на зрителя смотрит женщина, в глазах ее ужас и страх от видения происходящего бедствия. За ней – художник с ящиком красок на голове: это автопортрет Брюллова, переживающего трагедию вместе со своими персонажами.

Ближе к зрителю – семейная пара с детьми, которая тщетно пытается спастись от настигающей ее раскаленной лавы, другая женщина – на первом плане – женщина прижимает к себе дочерей…

Здесь же на первом плане чуть левее две фигуры – христианский пастырь и языческий жрец. На первом плане в левой части картины Брюллов изображает христианского священника с крестом, кадильницей и чашей для причастия. Он единственный персонаж, не убегающий из города. Предав себя воле Божией, пастырь готов разделить весь ужас смерти с жителями, в любую минуту стремясь духовно утешить их. Здесь же языческий жрец, который в спешке покидает город, унося с собой предметы языческого культа: топорик, треногу, кувшин с маслом.

В правой части картины на втором плане изображен всадник на коне, который встал на дыбы. А ближе к зрителю – жених, охваченный ужасом, который пытается удержать на руках свою невесту в венке из роз, с которой только что совершил обряд бракосочетания. Здесь же молодые сыновья несут старика-отца на руках. А рядом с ними – юноша, умоляющий мать подняться и бежать далее от этой всепоглощающей стихии. Это никто иной, как известный историк Плиний Младший, который впоследствии опишет эту ужасную трагедию в своих сочинениях.

Наряду с положительными персонажами, демонстрирующими героизм и жертвенность, есть и отрицательные – тут скупец, собирающий упавшие монеты, и уже упомянутый языческий жрец, бегущий прочь от удара стихии.

Плиний Младший, действительно спасшийся и оставивший свои воспоминания о трагедии описывает эту трагедию так: «Я оглядываюсь назад. Густой черный туман, потоком расстилающийся по земле, настигал нас. Вокруг наступила ночь, непохожая на безлунную или облачную: так темно бывает только в запертом помещении при потушенных огнях. Слышны были женские вопли, детский писк и крик мужчин, одни окликали родителей, другие детей или жен и старались узнать их по голосам. Одни оплакивали свою гибель, другие гибель близких, некоторые в страхе перед смертью молились о смерти; многие воздевали руки к богам; большинство объясняло, что нигде и никаких богов нет и для мира это последняя вечная ночь».

История

Карл Брюллов впервые посетил раскопки города в 1827 году. Вдохновлённый величественностью развалин, лицом к лицу столкнувшись со свидетельством того ужасного дня из далёкого прошло, 28-летний живописец оказался заворожён. Соприкосновение с останками древней цивилизации породило в сознании художника идею полотна на историческую тему. Он изучал археологические и литературные источники, в качестве моделей для персонажей выбрал итальянцев – потомков жителей несчастного города, а также очень долго определялся с ракурсом и точкой обзора для изображения трагедии. В целом работа над картиной заняла около шести лет: с 1827 до 1833 года. Картина была представлена в 1833 году на выставке в Милане, сразу же завоевав признание зрителей.

Критика

«В „Последнем дне Помпеи“ любовь царит везде: любовь к отцу, любовь к детям, любовь к золоту и т. д., даже мальчик схватывает птичку с любовью, для того чтобы спасти ее», – так отзывался о картине художник Федор Солнцев. «…у Брюллова является человек для того, чтобы показать всю красоту свою, все верховное изящество своей природы. <…> Нет ни одной фигу­ры у него, которая бы не дышала красотой, где бы человек не был прекрасен». И еще: «Нам не разрушение, не смерть страшны; напротив, в этой минуте есть что-то поэтическое, стремящее вихрем душевное наслаждение, – нам жалка наша милая чувствительность, нам жалка прекрасная земля наша», – отмечал известный русский писатель Н.В. Гоголь.

Однако были и отрицательные отзывы, например известный критик Стасов считал полотно надуманным, манерным. Картина не оставила общественность равнодушной: о ней писали также Пушкин, Лермонтов. Историк и путешественник Александр Тургенев говорил, что полотно составило славу как Италии, так и России.

Рекомендуемая литература

Комментировать