Жертвоприношение Авраама

Жертвоприношение Авраама
  • Дата создания: 1635
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: 193×132;
  • В Библии: Быт.22:10-12

Сюжет

Полотно Рембрандта «Жертвоприношение Авраама» иллюстрирует эпизод из Книги Бытия, когда Бог, испытывая веру Авраама, повелел принести Ему своего любимого сына Исаака в жертву. Авраам, не колеблясь, повиновался. Перед зрителем показан самый драматический момент, когда Авраам заносит нож для принесения Исаака в жертву, но в тот же миг Ангел останавливает его: «И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (Быт.22:10-12).

Описание

Перед зрителем показана сцена жертвоприношения сына праотца Авраама Исаака. Художник выхватывает момент, когда из рук Авраама падает кинжал, он резко поворачивает голову туда, где слышит голос Ангела. На его лице испуг и удивление. Всю ночь перед этим событием он провел в молитвах Богу, тяжелая тень страдания на его лице свидетельствует о пережитом потрясении – отдать своего любимого единственного сына на заклание. Художник не показывает лица Исаака, покорно последовавшего воле отца. Врывающийся Ангел, в буквальном смысле слова хватает праотца за руку, занесенный над телом Исаака нож падает, а удивленный Авраам, не веря своим глазам, замирает в изумлении. В этой сцене мастер передает с глубоким психологизмом любовь и преданность Авраама к Всевышнему, не случайно праотец ладонью прикрывает глаза сына — этот жест выдает его отчаяние и жалость. Отец не хочет, чтобы его дитя видело убивающую его руку. Рембрандт не показывает на картине лицо Исаака, его фигура, связанные руки — свидетельство покорности отцу и преданности воле Божией.

Художник раскрывает нам истину парадоксальности веры Авраама, в котором сталкивается безграничная любовь к сыну с верой в Божье Слово и следование ему. Картина наполнена пафосом и невероятной динамикой. Художника привлекали образы, наполненные героизмом и в то же время драматизмом. Он предпочитал конструкции, создающие внешний эффект. Художник умело играл контрастами света и тени. Он умело использует острые углы, чтобы выразить основную мысль картины.

В «Жертвоприношении Авраама» автор применил палитру холодных оттенков сероватого и зелёного. Но также для напряжения Рембрандт дополняет картину мерцанием, исходящим от драгоценных камней на кинжале, и сиянием обнаженной фигуры Исаака. Художник описал нож в мельчайших деталях. Холодное оружие становится центром картины — оно в свободном падении, а сверкающее лезвие направлено на жертву; мастер также изобразил прекрасную «пантомиму» рук, их движение, усиливающее психологическое воздействие на зрителя.

История

В середине 1630-х годов Рембрандт пишет сразу несколько больших религиозных композиций: «Жертвоприношение Авраама», «Ослепление Самсона», «Пир Валтасара», а также парадные портреты. В этот период художник находится на пике своей славы, его увлекают героико-драматические образы, внешне эффектные построения, пышные причудливые одеяния, контрасты света и тени, резкие ракурсы. Но, в то же время, ему не чужды глубокие рассуждения на тему Библейского писания.

Рекомендуемая литература

Комментировать