Христианские мученики в Колизее

Христианские мученики в Колизее

Сюжет

Сюжет взят художником из церковной истории, а также из сочинений Э.Ренана.

Описание

На картине изображены мученики, которые скоро будут казнены за свою веру римскими властями. Как известно из исторических источников, в Римской империи было приятно собирать людей в цирке для публичной казни обвиняемых преступников. Особенно Колизей был переполнен, когда казнили христиан – за отказ поклониться римскому императору их отдавали на растерзание диким животным. Видеть мучительную смерть ни в чем не повинных людей, их крики и стоны было для скучающей публики эффектным зрелищем. Единственное, чего не могли римляне понять – смерть христиан за свою веру. Их образ жизни – целомудренный, нацеленный на помощь ближнему – был также чужд воспитанным в изнеженности римлянам.

Во время казни не щадили ни женщин, ни детей, ни стариков. Но истинные мученики, уверовавшие в Христа, отважно принимали эту ужасающую и страшную реальность, ожидая жизни будущего века. Ведь после этого их души обретали спасение.

Полотно Флавицкого дает возможность задуматься зрителю о глубине веры первых христиан, об их готовности следовать за Спасителем.

На картине художник мастерски передает состояние обреченных на смерть христиан и как контраст – ожидание праздной толпы. В левой части выделяются образы двух рабов-стражников: один из них открывает массивную дверь темницы, а другой с насмешливо-издевательским видом зовёт мучеников на ярко освещённую солнцем арену Колизея, у другого края которой видны львы. Мужчина с высоко поднятым крестом ведёт за собой на арену мальчика, который, обернувшись, протягивает руку к лежащей на земле женщине с младенцем, в отчаянии пытающейся их остановить. Рядом – две дочери, прижавшиеся к своей матери. В правой части картины изображён слепой старик, покорно идущий в сторону света, исходящего от открытой двери. За ним – в испуге прильнувшие друг к другу молодые супруги. Несколько римских солдат пытаются подтолкнуть к выходу прощающихся друг с другом христиан. В этом подземелье ждут казни одни из первых последователей христианской религии. Дверь уже распахнута, а это значит, что скоро мучеников ждет жестокая расправа.

История

Перед нами крупноформатная картина русского художника Константина Флавицкого (1830-1866), оконченная в 1862 году. Она является частью собрания Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге (инв. Ж-5688). Размер картины – 385х539 см.

«Христианские мученики в Колизее», или другое название «Последние минуты христиан перед казнью в Колизее», считается картиной исторического жанра. Полотно было создано в Риме во время пансионерской поездки после окончания Академии художеств. Картина «Христианские мученики в Колизее» экспонировалась на Академической выставке 1863 года. В том же году за неё он получил звание почётного вольного общника Академии художеств. Тем не менее это поощрение было относительно низкой оценкой, так как сам Флавицкий ожидал получить звание академика. В 1897 году картина была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне – Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор.

Критика

Как отмечали члены Академии, при всем мастерстве рисунка и композиции, здесь художник все еще слишком сильно зависит от учебных приемов и влияния академических авторитетов, своего учителя Бруни и особенно Карла Брюллова. Сходство фигур и обликов героев картины Флавицкого с персонажами работ Брюллова было очевидно даже профессорам Академии. Критика отозвалась о картине еще более сурово. Владимир Стасов писал в своей статье «Академическая выставка 1863 года»: «Кому угодно действовать в старобрюлловском роде (все-таки ещё у нас не сошедшем окончательно со сцены), поди и учись перед огневой разудалой картиной г. Флавицкого: „Христианские мученики в Колизее“. Господин Флавицкий довольно удачно повторил и обычную радужность Брюллова, и театральные его выражения, и мелодраматическую шумиху, и отсутствие всякого настоящего чувства». Позднее, в своём исследовании «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованном в 1882-1883 годах, Стасов отмечал, что в 1850-х, 1860-х и 1870-х годах «выходили от времени до времени на сцену живописцы прежнего направления», из которых «самый значительный, Флавицкий, в своей картине „Христианские мученики в Колизее“ наиболее близко подошёл к Брюллову и его „Помпее“».

Художник Иван Крамской об этой картине в целом отзывался отрицательно. В письме к Н. А. Александрову, датированном августом 1877 года, он писал, что «„Христианские мученики“ Флавицкого – картина трескучая и театральная, лишённая всякого самостоятельного отношения к действительности». Называя Флавицкого «талантливым подражателем Брюллова и страстным его поклонником», Крамской отмечал, что «найти новую дорогу помешало ему отчасти время, в которое он воспитывался, и яркость славы Брюллова».

Рекомендуемая литература

Комментировать