Array ( )

Светочи христианства (Факелы Нерона)

Сюжет

Сюжет картины связан с историей гонений на христиан при императоре Нероне. В правление этого самодержца в Риме случился страшный пожар. В народе стала распространяться молва, что инициатором и виновником пожара стал сам император. Чтобы пресечь эти слухи, Нерон, как свидетельствует древний историк Корнелий Тацит, обвинил в поджоге города христиан и подверг их преследованиям, тяжким мучениям. «Многие, одетые в звериные шкуры, погибли, растерзанные собаками, другие были распяты на кресте, третьи – сожжены с наступлением темноты, используемые в качестве ночных светильников. Нерон предоставил свои сады для лицезрения этих огней и устроил игрища в цирке, где сам, наряженный возницей, толкался в толпе плебеев или разъезжал на колеснице. Так что хотя то и были враги, достойные самой суровой кары, они пробуждали сострадание, поскольку были истреблены не ради общей пользы, но из-за жестокости одного человека» (Анналы 15:44)[1]. Свидетельство о сжигании христиан по приказу Нерона и было отражено автором рассматриваемой нами картины.

[1] Подлинность части Анналов Тацита оспаривается рядом историков.

Описание

На картине представлен роскошный портал Неронова дворца, украшенный богатым декором, скульптурными композициями. На выступе находятся носилки с возлежащим императором, запряженные хищными тиграми, их несут послушные негры-рабы. Вокруг него и у подножия портала – ликующая толпа, представляющая собой приближенных друзей императора, городскую знать, дворцовую прислугу и любопытствующих зрителей-горожан. Перед порталом возвышается ряд столбов с привязанными на них жертвами бессердечного тирана. Они, обмотанные паклей, приготовленны к сожжению. Снизу к ним поднимаются послушные рабы с зажженными факелами. На первом плане раб разводит огонь, помешивая в чаше кипящую смолу. Лица рабов выражают безразличие – для них происходящее действо является привычным делом и они покорно исполняют его – одной причудой больше, одной меньше, лишь бы Нерон не проявил своего гнева по отношению к ним. Эта покорная, но несколько суетливая работа противопоставлена мужеству обреченных на смерть христиан. Среди обреченных юноша и старик. Взгляд юноши направлен в сторону – там, на горизонте, он видит занимающийся день. Восходящее солнце просыпается среди могучих гор. Красота юности, ее надежды и чаяния, открывающийся горизонт жизни – все это уходит, угасает перед лицом смерти. Впереди только вечность. Но впереди и грядущая встреча с Христом, занимающая заря новой жизни. Задумчивый взгляд старика, как будто, говорит об обратном – жизнь пройдена, прожита. Что было сделано в ней для того, чтобы обрести вечную жизнь, что было упущено и уже никогда не состоится? Остались последние минуты – и, возможно, образы детства, юности, зрелости предстают перед его взором. Сокрушенное сердце молит Господа, кается в некогда забытых грехах, смиренно склонив главу, ожидая встречи со Спасителем, моля о Его милосердии. Неопределенность ожидания на лицах других приговоренных – вот она жизнь с ее неопределенностью и обманчивостью надежд. Напротив мы видим утопающий в роскоши дворец, радостные, полные ожидания лица. Но что все это? Тлен и прах перед вечностью иной жизни.

Перед нами два плана: огромный дворец, земная рукотворная красота, символизирующая тщету и бессмысленность праздной жизни. Это мир дольний. А напротив, за спинами приговоренных к смерти занимается заря новой жизни. Это вечность горнего мира, где не будет ни слез, ни страдания, но вечная радость во Христе.

Сюжет трагический, но художник дает зрителю надежду на этот новый мир – Царство Божие.

Сцена изображена художником мастерски; без нарушения академической традиции автор использует специфические приемы: сложность композиции с гармонично скомпонованными и выразительными фигурами людей, тончайшая проработка деталей, яркие цвета, сочетание темных и светлых красок, аккорды аметистово-лиловых, изумрудно-зеленых, аквамариновых тонов, сочетающихся с алым пурпуром и золотом создает впечатление россыпи драгоценных камней.

Удивительна палитра человеческих характеров, которая уподобляется драгоценным камням: умудренные житейским опытом, циничные старые патриции, красивые молодые наложницы, покорные своей судьбе рабы, и наконец, озаренные благородным достоинством и мужеством приговоренные к смерти христиане, перед которыми занимается заря жизни вечной. Они и есть истинные светочи жизни. Их гибель от земного огня возрождает к свету Божественного рая. Их проповедь есть свет истины, сияющий во тьме людского неверия.

Произведение Семирадского «Светочи христианства» оказало большое влияние на изобразительное искусство, литературу и театр своего времени. Известный писатель Г. Сенкевич при работе над своим знаменитым романом «Камо грядеши» вдохновлялся не только сочинениями Гая Корнелия Тацита и Плиния-старшего, но и произведениями Г.И. Семирадского, высоко оцененные им.

История

Картина «Светочи христианства» сначала была выставлена в 1877 году в Академии Святого Луки в Риме, где художника удостоили лавровым венком. Затем выставлялась в Мюнхене и в Вене. В том же 1877 году Совет Петербургской Академии художеств наградил Г.И. Семирадского званием профессора. Картина экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где художник получил Гран-при, Большую золотую медаль и орден Почетного легиона от французского правительства. Академии изящных искусств Парижа, Берлина, Стокгольма и Рима избрали художника своим членом.

Рекомендуемая литература

Комментировать