Цезарская забава

Цезарская забава

Сюжет

На картине представлена сцена казни раннехристианской мученицы. Героиня изображена в переходах крепостной стены, своего рода «коридоре смерти». Она стоит в ужасе, прижимая к груди крест. К ней за решетку запустили дикого разъяренного зверя, готовящегося к прыжку, чтобы растерзать жертву. Сверху, за балюстрадой над аркой, расправу наблюдают веселящиеся цезарь со свитой.

Описание

На картине представлена сцена кровавой казни раннехристианской мученицы, отданной на съедение тиграм. Героиня изображена в переходах крепостной стены, своего рода «коридоре смерти». Она стоит в ужасе, прижимая к груди крест. К ней за решетку запустили голодного тигра. Мы видим как животное готовится к прыжку, чтобы растерзать свою жертву. Сверху, за балюстрадой над аркой, расправу наблюдают веселящиеся римляне во главе с цезарем, для которых подобные зрелища были привычны.

Осматривая детали картины, можно понять, что это не первая казнь для христиан: кругом валяются человеческие останки, стены и пол запачканы пятнами крови.

Девушка испуганно смотрит на тигра, понимая, что её судьба уже предрешена. Но при этом она не собирается отрекаться от своей веры, что можно понять по крепко сжатому в её руке кресту.

Картина Поленова, написанная в академическом стиле, во многом перекликается с картиной Константина Флавицкого «Раннехристианские мученики в Колизее».

История

Картина «Цезарская забава» была написана В.Д. Поленовым в Париже во время пенсионерской командировки (1872-1876) в 1876-м и в этом же году была экспонирована в Петербурге на выставке в Академии художеств.

Известно, что работа над картиной заняла у художника достаточно длительное время. Одноименный эскиз был исполнен в 1875 году. В списке картин, который составлен художником, указана дата “1876 VII” и сделана приписка: «кончена в 1879».

Критика

На академической выставке картина осталась незамеченной и вызвала преимущественно негативные отзывы. «“Христианка, брошенная льву” тоже очень ничтожна, и даже условна», – писал Владимир Стасов. Даже Федор Чижов – крупный промышленник, благотворитель и ученый, ближайший друг Дмитрия Поленова, отца художника, с огорчением отмечал в своем дневнике, что фигура жертвы «мала по размеру… римляне – крошечные куколки наверху, – все это, можно сказать, только эскиз и то без натуры».

Несмотря на негативные отзывы, картина производит сильное впечатление, и в этом большую роль играет архитектура мощных стен крепостной стены у дворца цезаря, ее освещение.

Сцена из истории раннего христианства с ее мучениками живо представилась Поленову во время его пребывания в Риме. В октябре 1872 года он писал родным: «Остатков древней римской культуры много… Правда, что Колизей и отчасти Дворец Цезарей дают картины зверских увеселений и бесчеловечных зрелищ римской гражданственности всех слоев».

Рекомендуемая литература

Комментировать