Христианская Дирцея в цирке Нерона

Христианская Дирцея в цирке Нерона

Сюжет

Сюжет картины был взят художником из книжки «Антихрист» французского писателя и историка Эрнеста Ренана, который ссылался на свидетельства римских создателей. Исторически он соответствует 60-м годам I века от Р.Х. – 2-ой половине правления римского правителя Нерона, когда начались гонения на последователей христианства. Тех, кто исповедовал эту религию, приговаривали к погибели, как покушающихся на муниципальный строй. Одним из «театрализованных» видов экзекуции римлянок-христианок было привязывание их к лютому быку, которого гладиаторы гоняли по арене цирка – в итоге мученица гибла совместно с быком.

Таковой ожесточенный метод экзекуции был навеян старым мифом, который встречается в различных вариантах. Нимфа Антиопа, которая была супругой фиванского царя Лика, была соблазнена Зевсом (в древнеримской версии – Юпитером) и родила от него двух сыновей – Зефа (также встречается написание «Зет» либо «Цет») и Амфиона. За свою неверность Антиопа была отвергнута Ликом и заключена под стражу. Зеф и Амфион были брошены на произвол судьбы, но их подобрали и вырастили пастухи. Тем временем Лик женился на Дирке (Дирцее), которая стала безжалостно обращаться с Антиопой. Во время праздника, в качестве принесения жертвы Вакху, Дирка собиралась привязать Антиопу к рогам лютого быка и отпустить его. Про это узнали сыновья Антиопы, которым удалось высвободить свою мать. Вместо неё они привязали к быку Дирку (Дирцею), которая приняла ту ужасную смерть, которую она готовила Антиопе.

Николай Михайловский в статье «Четыре художественные выставки» (1898) приводит такое описание этой картины:

Сюжет картины заимствован из сказаний Климента Римского и Гигина. Эпизод появления на арене цирка неукротимого быка с привязанной к нему молодой христианской девушкой должен был напомнить собой такую же казнь, какой подвергалась мифическая царица Дирцея по приговору пасынков ее, Амфиона и Цета. Привязанная к быку веревками, перевитыми цветами, а к рогам волосами, девушка казалась безжизненной от испытанных ею ужаса, стыда и физических страданий. Животное истекает кровью, умерщвленное гладиаторами (bestiariê), назначенными для звериной травли. Зрелище окончено. Нерона снесли на арену в раззолоченных носилках нумидийские невольники. В сопровождении своего любимца префекта преторианцев, жестокого и развратного Тигелина и нескольких приближенных, Нерон подошел к своим жертвам, любуясь необычайностью и прелестью пластики воспроизведенной им мифологической группы.

Описание

На фронтальном плане в центре картины изображён убитый бык и лежащая рядом с ним мёртвая «христианская Дирцея» – обнажённая женщина, привязанная к быку верёвками, увитыми цветами. Слева от их в фиолетовой тоге, вышитой золотом, стоит правитель Нерон, который спустился с трибун, чтоб лучше разглядеть свою жертву. Левее него, повернувшись боком, стоит префект претория Гай Софоний Тигеллин, а за ним, по-видимому, другие приближённые Нерона.

У правого края картины изображены работники цирка с вилами, которые приготовились убрать мёртвые тела. На заднем плане у стенки стоят буцинаторы и гладиатор. Невольники-нумидийцы стоят у выхода на арену и держат паланкин Нерона. Очень кропотливо выписаны подробности строительного вида цирка. Наверху, за оградой, находятся другие зрители, наблюдающие за происходящим на арене цирка.

История

Работа над картиной была завершена в первой половине 1897 года. В мае 1897 года «Христианская Дирцея» была представлена на Глобальной выставке российского отдела в Венеции и, по отзывам, стала там «гвоздём выставки», вместе с картиной Ильи Репина «Дуэль» (по-видимому, имеется в виду 1-ый вариант этой картины, узнаваемый под заглавием «Простите!»). Невзирая на то, что сама по себе выставка была признана не очень успешной, перед этими 2-мя картинами стояли толпы людей.

В феврале 1898 года картина «Христианская Дирцея в цирке Нерона» прибыла в Санкт-Петербург и была выставлена на VI выставке Петербургского общества живописцев. Сам Семирадский незадолго до этого был избран членом этого общества.

Искусствовед Вячеслав Глазычев в книжке «Россия в петле модернизации: 1850—1950», написанной в 1989 году, отмечал:

Вобщем, анализ прессы 1897—1898 гг. со всей определённостью позволяет выявить важное событие художественной жизни России. На VI выставке Петербургского общества живописцев была показана большая картина Генриха Семирадского «Христианская Дирцея в цирке Нерона». Потрясающе владевший красочной техникой и настроенный на совершенство декоративизма «с содержанием», Семирадский овладел массовым воображением. Критики «слева» (революционно-демократические) и «справа» (традиционно-академические) могли швыряться камнями в печати сколько им было угодно. Публика шла «на Семирадского» точно так же, как в 80-е годы ХХ в. она шла «на Глазунова» либо «на Шилова». Из этого делались выводы.

Сам Семирадский уже привык к брутальному стилю художественных критиков по отношению к его картинам. Правда, он был уязвлён тем, что картину «Христианская Дирцея» стали именовать иллюстрацией к историческому роману Генрика Сенкевича «Камо грядеши» (лат. «Quo vadis»), также посвящённому царствованию Нерона и гонениям на христиан. Дело в том, что замысел и первые варианты картины Семирадского появились ранее романа Сенкевича (написанного в 1894—1896 годах), и он делился ими с Сенкевичем, когда тот его навещал.

«Христианская Дирцея» была последней крупноформатной картиной Генриха Семирадского, который скончался в 1902 году.

Рекомендуемая литература

Комментировать