Последняя молитва христианских мучеников

Последняя молитва христианских мучеников

Сюжет

Основой для сюжета является «История» Тацита.

Описание

На картине «Последняя молитва христианских мучеников» мы видим арену. Это – Большой цирк, ипподром которого напоминает Колизей. Здесь собралась публика. Можно рассмотреть, что колонны арены покрыты грязью от проезжавших колесниц. Здесь нередко проводятся гладиаторские бои, но сегодня перед зрителями на песке сидят совершенно безоружные люди.

По окружности арены заметны страшные «изваяния». Это – христиане, распятые на крестах. Их тела обмазывались смолой, после чего поджигались, превращая людей в горящие факелы. Палач с длинной палкой в руках, с конца которой капает горящая смола, подносит её к вязанке сена под ногами жертвы. Под одобряющее волнение трибун яркие факелы пожирают безвинные жизни страдальцев.

На арене группа оставшихся пока еще в живых прижимаются друг к другу. Прямо к ним выходят громадные хищники, львы и тигры.

Что произойдёт дальше, известно. Художник, изобразив ожидание казни, достиг вершины своего мастерства. Горечь, боль, сожаление, возмущение, осознание несправедливости, надежда на чудо – это то, что переживает обычный осужденный. Несомненно, группа христиан понимает, что смерть неизбежна. Чая воскресения мертвых, они молятся о своем спасении – для них это в первую очередь спасение души. Увлеченные действом римляне требуют ускорить казнь. Из клеток выпускают диких зверей. Первым на ипподром ступает лев, как показатель могущества великого римского императора.

А вдалеке на холме возвышается храм, напоминающий Акрополь в Афинах, который, скорее, был для римлян своеобразным «банком» – в нем стояла статуя божества и хранились сокровища. Собственно римляне и не имели храмового богослужения, в отличие от иудеев. Их мировоззрение предполагало «толерантность» к различным религиям при условии почитания цезаря как божества. Для христиан это было неприемлемо, за что они были подвергнуты жестоким гонениям.

История

Французский живописец Жан-Леон Жером (1824-1904) учился у известных художников Поля Делароша и Шарля Глейра, прививших ему на всю оставшуюся жизнь страсть к путешествиям, изучению обычаев разных народов, а также особую любовь к Востоку. В это время во Франции появился запрос на новый подход к исторической живописи, выраженный в словах историка Проспера де Баранта, писавшего, что «мы все хотим знать о том, как жили более ранние общества и отдельные личности. Мы требуем того, чтобы их образ был ясно виден в нашем воображении, и чтобы они предстали живыми перед нашими глазами». Жером будто ответил на призыв Баранта, обратившись к исторической теме. В 1863 году Жером получил заказ от мецената Уильяма Уолтерса, Картину «Последняя молитва христианских мучеников» Жером начал писать на заказ американскому коллекционеру Уильяму Уолтерсу в 1863 году. Именно Уолтерс определил композицию полотна и чётко распределил все её составляющие, подробно изложив что должно быть изображено на полотне. Жером сделал несколько набросков и отправил их Уолтерсу. Однако работа заняла немало времени. Лишь к 1883 году картина была завершена.

Критика

Картина Жерома была положительно оценена критиками, в частности, Теофилем Готье, который впоследствии стал другом художника.

Рекомендуемая литература

Комментировать