Глава 3. Период татарского ига. Святой благоверный князь Александр Невский. Преподобный Сергий Радонежский
Татаро-монгольское нашествие. В 1237 г. из Азии надвинулась на Русь грозная туча – татаро-монголы. Под водительством своего вождя Чингисхана монголы завоевали Китай, Индию, Среднюю Азию, земли персов, грузин и армян и после этого двинулись на Русь.
Сперва ими были опустошены Рязанское и Владимирское (на Клязьме) княжества. Население было вырезано, церкви и монастыри опустошены. Во Владимире-на-Клязьме погибли великий князь Владимир Всеволодович со всей своей семьей и епископ Митрофан. Разрушительной волной прошло татаро-монгольское нашествие по Руси. Разорены были один за другим Коломна, Москва, Ростов, Ярославль, Тверь. Вся юго-западная Русь от 'Чернигова до Киева была разграблена и сожжена. К Киеву татары привели огромное войско. От скрипа татарских телег, рева верблюдов, ржания лошадей киевляне не могли слышать друг друга. Стенобитными орудиями были разрушены стены города. В конце сражения жители с митрополитом во главе заперлись в древней Десятинной церкви, построенной Владимиром святым, и там погибли, когда рухнули стены церкви. Киево-Печерский монастырь был разрушен и даже могилы монахов разграблены, а все монахи или убиты, или разошлись по лесам.
После первого нашествия татаро-монголов из ста пятидесяти семи русских поселений, известных в начале XIII в., сто пять прекратили свое существование, четырнадцать городов исчезли с лица земли, еще тридцать пять было разрушено и превратились в села. В середине XIII в. Киев представлял собой небольшой городок, в котором было всего двести дворов.
Русь под татарским игом. Сохранилось много рассказов о героической гибели некоторых князей, но беда была не только в гибели людей и разорении земли, а в тяжелом порабощении всей страны. Почти на два с половиной века многие русские земли оказались под татарским игом. Князья должны были являться к хану, чтобы получить от него разрешение княжить, а в каждый город назначался татарский чиновник – баскак – для сбора дани. Являясь к хану, каждый русский князь должен был пройти целый ряд церемоний, унизительных и чуждых христианской вере: проходить между огнями для очищения, кланяться хану и войлочным идолам, став на колени. Князь должен был обещать исполнять все приказания хана, являться в Орду по первому вызову, признавать его власть над собой, а себя считать его рабом. Некоторые князья исполняли все это, и летописец их не осуждает, потому что этим они спасали свой народ от новых бед. Другие князья отказывались так унижаться и погибали в Орде. Так, Михаил Черниговский твердо ответил:
– Христианин поклоняется Творцу, а не твари.
Хан Батый озлобился и велел ему поклониться идолам или умереть.
– Я готов поклониться царю, но я христианин и не могу кланяться тому, чему поклоняются жрецы.
Татарские палачи долго избивали его, а потом отрезали ему голову. Последние слова князя были:
– Я христианин.
Вместе с князем. был убит его верный боярин Феодор, тоже отказавшийся поклоняться идолам.
Чингисхан, который сам был язычником, объявил закон о терпимости ко всякой вере, но во время завоевания Руси татары убили многих священников и епископов, ограбили многие церкви. Все же в 1261 г. в Орде в городе Сарай была учреждена епископская кафедра и устроена епархия, и это стало большим утешением для многочисленных русских пленников. Да и среди татар начала понемногу распространяться христианская вера. Ярким примером был племянник хана Петр, который обратился в христианство, тайно ушел из Орды и основал монастырь на берегу озера Неро близ Ростова Великого.
Все же татары оказались терпимы к вере русских даже после того как сами они позднее приняли ислам. Они не требовали дани с церквей и с духовенства, признавали власть епископов, разрешали собирать церковные соборы, не мешали совершать богослужения. Структура церковного управления сохранилась, но обстоятельства татарского ига сказались на росте церковной культуры и образования.
Центр церковного управления перешел из разоренного Киева на северо-восточную Русь, сначала во Владимир-на-Клязьме, а в 1325 г. святитель Петр, митрополит Киевский и всея Руси, по приглашению великого князя Ивана Даниловича Калиты перенес его в Москву. В этот период, продолжавшийся до середины XV в., хотя Русская митрополия продолжала оставаться в подчинении Константинопольского Патриархата, митрополичью кафедру поочередно занимали как греки (или южные славяне), так и русские.
Святой благоверный князь Александр Невский
Во время татарского ига в особом положении оказался Новгород, лежавший на севере Руси. Это был особенный город: управляло им народное собрание – вече, которое приглашало князя по своему выбору. Князья иногда ссорились с новгородцами и уходили от них. Так ушел из Новгорода князь Ярослав, оставив княжить своих двух сыновей. Старший скоро умер, и князем стал девятилетний Александр.
Не прошло и трех лет, как в Новгородской земле наступил страшный неурожай и голод. Всеми силами старался молодой князь помогать в беде, раздавая все, что у него было, и народ полюбил своего подростка-князя.
После первого страшного набега в 1237–1240 гг. татарская Орда заняла всю южную и среднюю Русь. Почти все русское войско погибло. Медленно и верно татары продвигались к Новгороду.
Весь город пришел в смятение. В храме святой Софии люди молились весь день, горели тысячи свечей. Семнадцатилетний Александр готовился к бою, зная, что его маленькое войско будет бессильно перед лавинами татарской орды. Шел март месяц. Еще стояла зима, но чувствовалось приближение весны, с быстрым таянием снегов, бурным разливом рек. Татары почуяли новую опасность: их конным отрядам не устоять перед распутицей, топкими болотами, разливающимися озерами. Не дойдя ста верст до Новгорода, они вдруг повернули на юг. Новгород был спасен.
И все-таки молодому князю Александру пришлось много и трудно воевать. В то же время, когда Русь была захвачена татарами, на нее стали надвигаться с запада шведы и рыцари католического ордена меченосцев, силой обращавшие язычников – литовцев и ливов (латышей) – в христианство. Раскол между западным и восточным христианством к этому времени зашел так далеко, что православные русские люди казались меченосцам такими же язычниками.
В ночь перед битвой со шведами на реке Неве, в 1240 г., одному из воинов Александра было видение: по реке плыла лодка, в которой стояли убитые сыновья князя Владимира Святого – Борис и Глеб. Борис говорил Глебу:
– Брат Глеб, вели грести скорее. Поможем нашему родственнику Александру!
На следующий день в неравной битве русское войско победило шведов.
За эту победу Александра стали называть Невским. Разбил он два года спустя и рыцарей-меченосцев на льду Чудского озера.
Всю жизнь князю Александру пришлось оберегать землю от татар, шведов и меченосцев. Он знал, что пытаться воевать с татарами невозможно и что татары не насилуют веру русских людей. Лучше принять на себя унижение перед ханом, но сберечь родину. Римский же Папа предлагал Александру помощь против татар, если он согласиться принять католичество и перевести в католичество русский народ, но Александр отказался, не желая спасать родину ценой измены православию.
Пришлось Александру ехать на поклон к хану Батыю. По приезде в Орду – он отказался поклониться идолам. Хану доложили о его неповиновении. Батый велел привести князя к нему. Войдя в ханский шатер, Александр по татарскому обычаю встал перед ханом четыре раза на колени и сказал:
– Тебе, хану, я кланяюсь как правителю царства, которое дал тебе Бог, а идолам твоим не поклонюсь.
Хан помиловал Александра и сказал:
– Правду говорят, что нет князя, подобного ему!
Хан утвердил Александра великим князем всей Руси, и Александр поселился во Владимире-на-Клязьме. Управлять страной в условиях татарского ига было очень трудно. Из-за непосильной дани и грабежей часто происходили народные бунты, и Александру приходилось ездить в Орду улаживать возникавшие трудности. Последний раз он выехал из Орды уже больной и по дороге домой скончался. Ему был сорок один год. Весь народ горевал о кончине любимого князя, заступника за Русскую землю. Произошло это в 1263 году.
Оплакивая великого князя, митрополит Кирилл, русский по происхождению, предстоятельствовавший в Русской Церкви тридцать три года (1247–1280), говорил:
– Закатилось солнце Земли Русской, – тем самым сравнивая благоверного великого князя с крестителем Руси – Владимиром Красное Солнышко.
Преподобный Сергий, игумен Радонежский, чудотворец
Родители Сергия, Кирилл и Мария, были боярского рода, но жили они очень просто. У них было три сына: Стефан, Варфоломей и Петр. Средний сын, Варфоломей (родился ок. 1314 г.), и стал потом преподобным Сергием.
С детства Варфоломей обращал на себя внимание родителей своей добротой, любовью к молитве и посещению храма. Но когда вместе с братьями он начал учиться, он оказался таким неспособным, что никак не мог научиться читать. Учитель наказывал его, товарищи над ним смеялись, и сам Варфоломей очень горевал, но ничего не мог поделать.
Однажды отец послал Варфоломея искать убежавших жеребят. В лесу он вдруг увидел старичка-священника, подозвавшего его к себе. Варфоломей рассказал ему о своем горе с учением, старец утешил его и дал ему съесть кусочек просфоры. Вместе с Варфоломеем старец пришел к его родителям, остался пообедать, а перед едой велел Варфоломею читать псалмы. Смущенный Варфоломей отказывался, говоря, что не умеет читать, но старец настаивал. Мальчик взял в руки книгу и вдруг стал правильно и хорошо читать. «Ваш сын будет велик перед Богом!» – сказал старец, прощаясь с родителями. Никто никогда больше его не встречал.
Скоро Кириллу и Марии с детьми пришлось бежать из Ростова, разоренного междоусобицей князей, и они поселились в Радонеже, в княжестве Московском.
Повзрослев, Варфоломей хотел стать монахом, но родители просили не оставлять их, так как других братьев уже не было дома. Варфоломей послушался, прожил еще несколько лет дома, помогая родителям, и только после их смерти, двадцати трех лет отроду, в 1337 г. смог осуществить свое желание. Он не поступил в монастырь, но убедил своего старшего брата Стефана (который к этому времени овдовел и стал монахом) уйти с ним в дикий лес, далеко от всякого жилья, и там жить вдвоем, проводя время в молитве и труде. Трудно было в лесу, особенно зимой, и Стефан, не выдержав такой тяжелой жизни, ушел в монастырь в Москву. Вафоломея же пришедший к нему монах из ближайшего монастыря постриг в монахи, дав ему имя Сергий.
Сергий остался совсем один. Вокруг его кельи выли волки, бродил медведь. Бывало ему и холодно, и голодно. Зверей он не боялся и делился с медведем своим хлебом, а от страхов защищался молитвой.
Люди узнали о молодом отшельнике, и многие приходили к нему за советом й молитвой, а некоторые оставались жить с ним, строя себе маленькие дома-кельи. Так набралось двенадцать монахов. Больше всех трудился сам преподобный Сергий – строил кельи, рубил дрова, пек хлеб, варил еду, носил воду. Наконец, монахи уговорили его стать их игуменом, епископ рукоположил его в священники и поставил во главе нового монастыря.
Монастырь был очень бедный. В церкви не было свечей, и служили при свете лучины. Чаша для причастия была деревянной, молитвы переписывали на древесную кору, так как не было книг. Игумен Сергий не позволял монахам идти просить милостыни, но однажды настал такой голод, что монахи начали роптать. Преподобный Сергий обещал им позволить пойти просить милостыню, если они подождут еще один день, а сам встал на молитву. Еще не кончился день, как к монастырю подъехал большой воз с продуктами, пожертвованными неизвестно кем.
Однажды преп. Сергий молился ночью и вдруг услышал голос, говоривший ему: «Сергий, ты молишься о своих учениках, и молитва твоя услышана. Посмотри, видишь, сколько монахов собирается под твое руководство!» Сергий открыл окно и увидел необыкновенный свет с неба и множество прекрасных птиц на крышах и на дворе монастыря.
Сергия знал и любил митрополит Московский Алексей, его почитали многие князья и приезжали к нему за советом. Преп. Сергий старался мирить их и молился Святой Троице, во имя Которой был построен монастырь, чтобы, смотря на образ Святой Троицы, люди понимали добро единства и грех разделения. Сам же он оставался самым смиренным из всех монахов, носил самую ветхую и бедную одежду, работал и служил другим.
В сентябре 1380 г. к преп. Сергию приехал и Московский великий князь Димитрий Иванович, когда собрал войско, чтобы попытаться победить татар. Князь понимал, что сражение будет опасное и от него зависит, быть или не быть Московскому государству. Преподобный благословил князя и тихо сказал ему:
– Иди, князь, и Бог правды даст тебе победу.
Преподобный послал вместе с князем на бой двух монахов, бывших воинов, Пересвета и Ослябю.
Димитрий встретился с татарами на берегу реки Дон. Увидев, как велико их войско, он не мог решиться начать бой, но в это время к нему прискакал гонец с запиской от преподобного Сергия: «Иди смело, князь, и да поможет тебе Бог!»
Битва произошла на Куликовом поле и была очень жестокой. Татары под начальством Мамая уже стали одолевать, когда в решительную минуту полк воеводы Боброка, бывший в засаде, ударил по ним. Татары дрогнули и побежали. В битве были убиты и Пересвет, и Ослябя, под князем Димитрием был убит конь. Его самого за эту победу прозвали Донским.
Во все время сражения преп. Сергий стоял на молитве и, видя перед собой поле битвы, называл по именам тех, кто падал убитым, и молился за них.
Преподобный Сергий мирно скончался 25 сентября 1392 года.
Дополнительные занятия для самоподготовки:
1. Обсудите в классе следующий вопрос:
– Какое значение для Руси имела Православная Церковь во время татарского ига?
2. Составьте характеристики духовного подвига св. благоверного князя Александра Невского и преп. Сергия Радонежского.