Виде́ние —
1) Сверхъестественное Откровение, преподаваемое человеку посредством визуальных, символических образов (см.: Откровение Божественное);
2) демоническое действие, возбуждающее в сознании (воображении) человека обманные визуальные образы (см.: Демон);
3) сновидение, сон;
4) зрительная галлюцинация, иллюзия;
5) оптическое явление, мираж.
Как относится к видениям?
Согласно общему суждению отцов Церкви, в случае, если источник происхождения видения неизвестен, к нему следует отнестись настороженно. Особенно это касается тех, кто не стяжал достаточного опыта борьбы с лукавыми духами, не обладает даром духовного зрения.
Существуют определенные признаки, позволяющие классифицировать те или иные видения как благодатные, демонические или нравственно нейтральные. Однако они носят общий характер и не всегда могут служить безошибочным, точным критерием для конкретной оценки.
Верным признаком бесовского видения служит явное противоречие его содержания догматическим или нравственным истинам христианского учения. Но так происходит не всегда.
Очень часто демонические «откровения» изощренно маскируются под благодатные. Оценить их бывает не под силу даже зрелым подвижникам. Скажем, диавол может явиться в образе ангела (2Кор.11:14), души святого или даже под обликом Самого Вседержителя. В этом заключается опасность самостоятельного толкования «откровений», необдуманного, безрассудно доверительного отношения к ним (см. подробнее: Что такое прелесть бесовская и что собой представляют диавольские козни?).
К нравственно нейтральным видениям относят хотя и яркие, но всё же сумбурные, как бы смазанные сновидения. Подобные видения можно оставлять без внимания (см. подробнее: Можно ли доверять сновидениям?).
Божественные видения всегда соответствуют высоте Божественных совершенств, Божественным заповедям, естественному нравственному закону.
Но что произойдёт, если видение имеет Источником Бога, а человек, опасаясь обмана со стороны падших духов, его проигнорирует? — Бог найдёт возможность или повторить это видение, или передать Свою волю при помощи других средств.
Стоит ли «гоняться» за видениями?
Сверхъестественные благодатные видения преподаются человеку исходя из уместности. Мера же этой уместности определяется не человеческой прихотью, а Божественным Промыслом.
Основной целью харизматических видений является донесение до людей воли Божьей, которая, по большому счёту, уже открыта: в Священном Писании, Предании Церкви, наконец, в голосе совести. Стало быть, в обыденной, повседневной жизни человек не имеет особой нужды в сверхъестественных видениях.
Из опыта аскетической жизни известно, что чаще обычного причиной чрезмерного стремления к мистическим видениям являются страсти: гордыня или праздное любопытство. Удовлетворять порывам порочных страстей — дело не Божье, но диавольское. В отношении таких людей диавол производит видения, словно на заказ. Желание и готовность человека воспринимать эти «откровения» служат удобной почвой для обольщения и самообмана.
Наиболее ярким примером любителей мистических видений являлись мессалиане. Возможность созерцания откровений считалась среди них и ближайшей целью подвижничества, и показателем нравственного совершенства. Видения случались у них регулярно, но не по действию Божьему (как они думали), а под влиянием демонических сил, омраченного разума и болезненного воображения.
Цитаты о виде́нии
«Определение истины одно – учение Церкви. Кто, помимо учения Церкви, захочет основываться в познании истины на своих чувствах и опытах духовных, тот вступает на широкую дорогу самопрельщения и всяких уклонений от истины. Даже если б видение кто какое видел или глас какой слышал, но, коль скоро возвещаемое сим путем несогласно с учением Церкви надо решительно отвергать то, следуя слову Апостола: Аще Ангел с неба благовестит иное... то и ему анафема (Гал.1:8). Ибо то очевидно, что сей ангел – не с неба».
свт. Феофан Затворник
Литература по теме
- Видение Библейский словарь
- Видение Библейская энциклопедия Брокгауза
- Видения свт. Игнатий (Брянчанинов)
- Видение света архиеп. Василий (Кривошеин)
- Православный путь ко спасению и восточные и оккультные мистические учения иер. В. Елисеев
- Искушения от бесов через мысли игумен Варсонофий (Верёвкин)
- Видение Бога в аскетической литературе проф. В.Н. Лосский
- Видение игумен Марк (Лозинский)
- Видения ложные игумен Марк (Лозинский)
- Толкование на видения Пророка Даниила блаж. Феодорит Кирский
- Видение архимандрит Никифор (Бажанов)
- Вещие видения в бодрственном состоянии человека прот. Григорий Дьяченко
- Видение духов прот. Григорий Дьяченко
Комментировать