Явление Христа Марии Магдалине

Явление Христа Марии Магдалине
  • Дата создания: 1818
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: 202,5×130,4
  • В Библии: Ин. 20:11-17

Сюжет

Художник изобразил эпизод явления Воскресшего Спасителя женам-мироносицам.

Знаменательная встреча воскресшего Христа и жен-мироносиц описана тремя Евангелистами (апостол Лука прямо об этом событии не говорит, сообщая лишь об ангелах, явившихся жёнам-мироносицам).

Среди этих жен отмечена и Мария Магдалина. При этом Евангелие от Марка сообщает, что: «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов» (Мк. 16:9). Между тем, наиболее красочное и детальное описание встречи Воскресшего Спасителя с Марией Магдалиной даёт Иоанн Богослов (Ин. 20:14-17).

Описание

Картина «Явление Христа Марии Магдалине», написанная русским художником Алексеем Егоровичем Егоровым, отражает евангельскую историю о неожиданной встрече бывшей блудницы, оставившей свой прежний образ жизни и последовавшей за Христом, Марии Магдалины. После погребения Спасителя Мария вместе с другими женами пришла к гробнице, чтобы умастить благовониями тело Учителя, но не нашла Его. Затем Воскресший Иисус Сам явился своим ученицам, но прежде, как сообщает евангелист Марк, – Марии (Мк. 16:9).

На картине представлены две фигуры – Иисуса и Марии – они выполнены в полный рост. Увидев Спасителя, Мария опустилась на колено, чтобы коснуться Его стоп. Господь жестом отстраняет Её, не позволяя коснуться Себя, говоря: «не прикасайся ко Мне, ибо Я ещё не восшел к Отцу Моему» (Ин. 20:17). Красное полотно, обернутое вокруг тела Христа, указывает на Его жертвенные искупительные Страдания и смерть.

В руке Он держит посох, а Его лицо обращено к Марии: взгляд Его полон любви и нежности. Мария с благоговением и нескрываемым ликованием склонилась перед Господом. Охватившее её горе из-за утраты любимого Учителя сменилось радостью. Художник уходит от традиционной иконографии этого сюжета, где вместо испуга или удивления лицо Марии Магдалины выражает спокойствие и благоговение. На безмятежном лице Иисуса яркий румянец. Вместо белой пелены торс и плечо Христа прикрыты красной драпировкой цвета жертвенной крови. Она резко контрастирует с оливковым одеянием бывшей грешницы, припавшей к ногам Своего Наставника. Опираясь на посох, Он медленно ступает по земле, усеянной цветами. На заднем плане видны кресты и гробница. Рядом с входом сидит Ангел – свидетель таинства Воскрешения. С правой стороны полотна, над фигурой Христа, мастер изобразил яблоню с плодами, как символ спасения и искупления от греха.

История

Художник окончил свою работу над картиной в 1818 году. К этому времени он успел посетить Италию, познакомившись с работами местных мастеров. Живописец Алексей Егорович Егоров прославился как «русский Рафаэль». Поводом для сравнения его работ с полотнами великого итальянского мастера послужило следование эталонам античного искусства, совершенство рисунка и композиции, а также религиозные сюжеты картин. Ученик знаменитых художников И.А. Акимова и Г.И. Угрюмова, Егоров стал продолжателем традиций академической школы живописи.

Рекомендуемая литература

Комментировать

2 комментария

  • Виктор Иванович Зимбачевский, 29.01.2024

    Ужас какой. Пошло. Примитивно. Что бы ни утверждал художник, явно, что этот полуголый юноша — не Иисус Христос. Следовательно, и женщина — не Мария Магдалина. Возможно, произошла путаница, перепутали названия картин.

    Ответить »
    • _Gennadiy_, 30.01.2024

      Все-таки перед нами не икона, а картина. Не будем забывать и про европейские веяния в русской живописи в XVIII-XIX вв. Уже с петровских времен известные русские художники следовали западной моде. Живописец Алексей Егорович Егоров прославился как «русский Рафаэль» — посмотрите картины самого Рафаэля и все станет понятно.

      Ответить »