Array ( [_gcl_au] => 1.1.1134948825.1712831403 [_ym_uid] => 1712831403482275481 [_ym_d] => 1712831403 [_ga] => GA1.2.1657948855.1712831403 [rmcookie] => S:SFd9VJS3CWJam_87udaXBlzdHcpWqGM4hVDXoxBXEJC1_f_1_mIzQn9_dMYf_s6icE1ye1tUJg5w7XdBjE9X8WFhpGcMtPrrQX7Ztj3Gx7kJHBPkK7rH0BF0cyYfeCcG7jAoGCSyz51lOvgD9Pfo-N9mCiPv5wSjRgPfYYvd2xrV5p4OK9k8ab03mmhN5xXqt2IM9bejXVjNzsALSUdNJ1enR7KbanMrG523hwyIJgY2GMxu3FiwBt7GVEL0E7Cv8fJ1JZsp1ILlljs2kBn2q8WuiIqQUOEK_yHOHQKholRgVl2liCqDP3TMOrCFx1fwKM6GfuNu_l3sgUJVqb4whSjdcLK9_cYHzVlvQLLXWYvFz7gkops3AScS903hwYHgUWfu66cX4hQ5iBNLDknZ4443VPNrmUiigN0HJ_PU7kAS_9gssVkiXrEWcKnNwk3jGF9jaMxoDvmvklvE6s5XdzjPgQ6A52H_GNP_ZvqKBZUhRpuQSB2kf1nxT2-FQnQdRHyqeLeGQ7sTo3_ITO8HuBk1AbkJ7s-OK88Z05k8qoJi9FJe5nAo8oADxLOcW1rDqoUNiT7bucl8v90Vg5urAgE= [otrid] => S:jZwkMEccv0fgLQeKLbLU08fRtx7OJNwEoMCHQZcQgMSl-zncJLIPQrux4LhC7ogdE9yDV5mL6zpCp9HZnMAgN8CskSHmQnm2kOzeFogbLijijFArajZwYdCvv8K73B3m-c8N03FCEAPIMKAX8EUxeik8m8efsaKhI5hq6uwdH1ySZMpsQsgAD3JAqmy4i75hmOOSQP7WnXZGN1GzLBNP8EqrUx9yA1s4tPs= [ptrck] => b8db6491aabb16fa6c55d9142376c207180c0e14e34c0ad8f1c6b0c58c19f149 )

Саул нападает на Давида

Гверчино (1591-1666)
Саул нападает на Давида

Сюжет

Основой для картины были события, взятые из Священного Писания. Саул – первый царь Израильского народа, известный своим своенравным характером. Многократно он не слушался повелений Бога, которые говорил ему пророк. Многократно он впадал в состояние гнева и меланхолии, поддавшись злому духу, терзавшему его душу. По повелению Бога Самуил помазал на царство молодого Давида, сына Иессеева. Давид хорошо играл на псалтири и от этого злой дух отступал от Саула. Однако и в отношении к Давиду Саул проявил непостоянство, под воздействием злых духов, Саул начал подозревать Давида в желании захватить царский престол. Гнев настолько овладел Саулом, что он в припадке бешенства бросился на Давида, желая его убить, но Давид увернулся и был спасен: «И злой дух от Бога напал на Саула, и он сидел в доме своем, и копье его было в руке его, а Давид играл рукою своею на струнах. И хотел Саул пригвоздить Давида копьем к стене, но Давид отскочил от Саула, и копье вонзилось в стену; Давид же убежал и спасся в ту ночь» (1 Цар. 19:9-10).

Описание

Джованни Франческо Гверчино показывает драматический момент, когда Давид спасается от разгневанного Саула, который в припадке гнева готов был броситься на него и убить. Причиной гнева было подозрение, что Давид хочет захватить престол. Разгневанный Саул изображен в левой части полотна, он облачен в воинские доспехи и пурпурный плащ – символ царской власти. Кудрявую голову украшает золотая корона. Художник мастерски раскрывает характер Саула – завистливый и гневливый, подверженный сомнениям и приступам меланхолии. Во время этих приступов он терял над собой самообладание и контроль. Для наиболее правдивой передачи неустойчивого характера Саула, Гверчино использует гротеск: вооружение царя, блеск начищенных лат и худое, тщедушное тело: правая рука, грозно занесшая меч над главой Давида, и левая, подхватывающая по-женски край плаща; искаженное гневом и одновременно неуверенное, явно испытывающее тревогу лицо, с тоскливым выражением.

В противоположность Саулу Давид представлен красивым утонченным юношей, белолицым, с длинными кудрявыми волосами. Корпус тела его наклонен вперед – он устраняется от Саула, выдвинув правую руку вперед. В левой руке он держит струнный инструмент. Поза, жесты и выражение лица юноши передают его испуг и желание избежать опасности. Но, в отличие от Саула, его миловидное лицо спокойно, оно исполнено достоинства, в нем нет той невротической напряженности, которую мы видим у Саула. Он отстраняется от преследователя, но движения его не резки, а плавны, весь его облик гармоничен. На заднем плане художник изобразил бегущие облака на синем небе – их движение как бы повторяет динамику главных персонажей, что делает картину гармоничной и слаженной.

История

Произведение относится к позднему, болонскому, периоду творчества с характерной для болонской школы богатой палитрой, стремлением к идеализации, нарочитой театральности. Картина была написана в 1646 году.

Рекомендуемая литература

Комментировать