Array ( )

Давид и Саул

Давид и Саул

Сюжет

На полотне изображена сцена, описанная в 1-й книге Царств: И когда дух, посылаемый Богом, нападал на Саула, Давид брал лиру и играл, и Саулу становилось легче, он успокаивался – злой дух отступал от него (1Цар. 16:23).

Описание

Эрнст Юсефсон – известный шведский живописец, график и поэт. В период с 1867 по 1876 он обучался в Королевской академии изящных искусств, при этом много путешествовал, занимаясь у местных мастеров. Художник изображал интерьеры замков и крестьянских жилищ, национальные пейзажи, портреты современников.
Саул – первый царь Израильский. Давид – ловкий и отважный юноша, славившийся умением играть на арфе. В тяжелый для Саула период приближенные дали ему совет развлечь себя музыкой и рассказали, что в Вифлееме есть превосходный музыкант, Давида призвали во дворец. Когда правитель внимал ему, плохие мысли отступали.

Саул изображен сидящим в кресле. В глубоком раздумье, объятый меланхолией он слушает игру юного Давида, поддерживая голову правой рукой. Его фигура закутана в алый плащ из дорогой атласной ткани. На его руках золотые браслеты, на теле золотая кольчуга. Перед властителем расположен небольшой столик, на котором стоит сосуд с засохшим цветком, рядом на зеркальной поверхности лежат меч и стрела. Напротив царя художник изобразил Давида. Юноша повернут к зрителю спиной, он полуобнажен, облаченный в овечью шкуру, на спине его пастушеская сумка и сосуд для питья. В руках он держит псалтериум, ловко перебирая пальцам струны, он услаждает слух своего господина. Взгляд юноши устремлен вверх, комнату наполняют звуки музыки, которой полностью предается юноша, хваля и славя Господа.

Композиционное построение полотна достаточно просто и основано на противопоставлении образов героев, на это же направлено и колористическое решение: Саул изображен в тени, тогда как Давид выделен светом. Сумрачному настроению царя противопоставлено живое, вдохновенное лицо музыканта. Богатство Саула его не радует, и напротив, бедность не тяготит нисколько Давида.

Направленный вниз взгляд Саула, его поза и движения выдают в нем напряжение и неуверенность, причиной его тоски и уныния является безверие. Напротив, упование на Бога, вселяет в Давида надежду. Бог – его радость и опора, о чем и поется в одном из известных псалмов.

История

Представленная работа на библейский сюжет относится к раннему периоду творчества мастера, когда художник жил и работал во Франции, сначала в Париже, затем перебрался в сельскую местность.

Рекомендуемая литература

Комментировать