Давид с головой Голиафа

Давид с головой Голиафа

Сюжет

Картина «Давид с головой Голиафа» описывает библейский сюжет, где пастух Давид победил злого великана Голиафа ударом камня, выпущенного из пращи, а затем ударом меча отсек ему голову. Давид — царь Израильско-Иудейского государства (конец XI — около 950 г. до Р. Х.), выходец из иудейского города Вифлеем. Он появляется при дворе  царя Саула как талантливый музыкант и поэт, чтобы успокаивать царя игрой, когда того тревожил злой дух. Давид снискал расположение Саула и спас свой народ от порабощения, одержав победу в поединке с великаном Голиафом, воином филистимлян, осадивших иудейский город.

Описание

На картине мы видим разворачивающуюся драму: победив Голиафа, Давид связывает его веревкой. Однако Давид здесь выглядит не грозным победителем, а обычным человеком: художник решает изобразить героя в образе задумчивого юноши. Такая интерпретация рождает некую философскую связь между Давидом и Голиафом. Эта нить, объединяющая две противоборствующие силы, становится еще более очевидной при осознании того, что в образе связанного великана мы видим автопортрет живописца. Давид здесь явно символизирует добродетель, а Голиаф — порок. Караваджо в картине как бы напоминает зрителю историю своего падения, когда он совершил убийство. Неоднократно каясь в совершенном грехе, он обращался к известному библейскому образу.

Караваджо знаменит своей индивидуальной техникой письма с противопоставлением света и тени; на картине центральным светлым пятном является Давид, но внимание всё равно концентрируется на голове в его руках, туда же устремлён и взгляд победителя.

Сложная по идейному содержанию работа наполнена глубоким аллегорическим смыслом. Образы Давида и Голиафа, с точки зрения христианской иконографии той эпохи, олицетворяли собой Спасителя и Дьявола, а также победу добра над злом.

История

Картина «Давид с головой Голиафа» написана в период с 1605 до 1609-1610 годов. В книге Джованни Пьетро Беллори «Жизнь современных художников, скульпторов и архитекторов», вышедшей в свет в 1672 году, говорится о том, что полотно  было создано по заказу кардинала Шипионе (Сципионе) Боргезе, при этом лицо убитого филистимлянского великана – не что иное, как автопортрет Караваджо.

Сохранились документы, датируемые 1613 годом, подтверждающие оплату картинной рамы, размеры которой в точности соответствуют ширине и длине холста. В рукописях поэтического произведения Шипионе (Сципионе) Франкуччи да Имола, относящихся к 1613 году, также присутствует описание работы Караваджо «Давид с головой Голиафа», которая, согласно данному источнику, к тому времени уже находилась в Галерее Боргезе.

Вероятно, мастер черпал вдохновение в произведении аналогичной тематики, созданном в 1510 году венецианским живописцем Джорджоне. При этом картина Караваджо отличается от первоисточника бо́льшим драматизмом.

Рекомендуемая литература

Комментировать