Триумф Давида

Триумф Давида
  • Дата создания: 1631
  • Техника: холст
  • Материал: масло
  • Размер: 118.4 × 148.3 см
  • В Библии: 2 Цар. 2:4

Сюжет

Когда Давид возвращается в стан Саула с головой Голиафа, когда он входит обратно в город, то его встречают хоры девушек со специально сложенной песней. Такие торжественные песни, воспеваемые женщинами, встречаются неоднократно на страницах Писания. Это и песнь Мариам, и песнь пророчицы Деборы. Финалом этого ветхозаветного хора станет, конечно, песнь Богородицы в сцене Благовещения «Величит душа моя Господа…».

Празднуя триумф Давида, девушки поют: «Саул победил тысячи, а Давид – десятки тысяч!».

Этот сюжет с входом Давида в Иерусалим и его прославлением ассоциируется также с событиями, изложенными в третьей главе Второй книги Маккавейской, где повествуется о военачальнике Илиодоре, который изгнан из помещения храма ангелом, явившемся в виде воина с бичом и мешающего ему осквернить храм.

За основу картины Пуссен берет римскую триумфальная иконографию, где голова Голиафа, и его доспехи напоминают нам римский трофей, а на заднем плане одна из девушек бросает победителю цветы.

Описание

Перед зрителем разворачивается грандиозная панорама триумфального возвращения царя Давида в Иерусалим после битвы с Голиафом. На полотне художник представил торжествующую процессию: в центре юный Давид, который несет голову врага на шесте. Толпа ликует: музыканты играют победный марш, женщины, облаченные в праздничные одежды вместе с детьми прибыли на площадь, чтобы посмотреть на огромную голову убитого врага.

Все действие разворачивается на фоне античных развалин, все персонажи одеты в римские тоги и хитоны. Ликующая толпа разбивается на отдельные группы: впереди воины – один из них в шлеме с пером, другой с обнаженной головой, сопровождаемые торжественным хороводом девушек. На противоположном конце картины, справа – Давид в сопровождении музыкантов, рядом слуги, ведущие под уздцы белого коня, символизирующего победу. На переднем плане женщины с детьми, указывающие на отрубленную голову врага, а на заднем плане – группа людей, вышедших из храма. Все фигуры в той или иной точке накладываются друг на друга, образуя единое целое. Все они в действии, и это действие в такт музыкантам образует определенный ритм,

В нижнем левом углу, на открытом пространстве мощеного форума, находится архитектурный фрагмент. Упавший откуда-то обломок карниза, наполовину сломанный, подчеркнуто контрастирует с человеческим действием. Слева от идущих музыкантов есть еще одно отверстие – участок пустой каменной стены с большой выбоиной. Вероятно этот фрагмент карниза был взят Давидом и заряжен в ремень пращи, а отверстие на стене – свидетельство, что камень отскочил рикошетом и ударил в лоб неприятелю. Эту рану на лбу мы видим на голове поверженного Голиафа, Данный фрагмент картины не случаен: он связывает разгром врага с падением государства и связывает катастрофу с часом триумфа.

Библейский триумф Давида над Голиафом воспринимается как символ всесильного и чудотворного упования человека на Бога. Юный возраст и небольшой рост победителя одновременно соотносится с самой главной добродетелью христиан – смирением.

Картина решена в насыщенной холодноватой цветовой гамме, композиция строго симметрична.

История

«Триумф Давида» относится как раз к тому периоду творчества Пуссенa, когда он формируется как художник классицизма и находится под большим влиянием Тициана.

Рекомендуемая литература

Комментировать