Понироло́гия (или понеролόгия, в зав. от визант. либо древн. произношения; от греч. πονηρός [визант. понирόс / др.-греч. понерόс] — дурной, плохой, негодный, злой, лукавый) — направление богословия, в рамках которого изучаются причины происхождения, условия проявления, плоды зла.
***
протоиерей Сергий Антиминсов
Вначале обратим внимание на некоторую часть поставленной проблемы – на разграничение понятий «зло», «смерть», «несовершенство».
Согласно православному пониманию, несовершенство присуще всем тварным существам. Уже сам факт их созданности Богом «из ничего», их тварность придает им ограниченность, несовершенство. Даже ангелы в этом смысле несовершенны. Только благодать Божия, то есть нетварная Божественная энергия, поддерживает их в бытии; только по благодати тварные существа – ангелы и человеки – могут быть причастны совершенствам Творца, в том числе и бессмертию.
Но несовершенство не есть зло. Бог Сам есть Абсолютное Добро, и все, что Он творит, также есть добро. Об этом особенно подчеркивается в 1-й главе Книги Бытия: И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (по-славянски – вся добра зело) (Быт.1:31). Это одобрение относится не только в целом к законченному творению, но и к отдельным этапам его. В каждом из 6 творческих дней непременно говорится: И увидел Бог, что все это хорошо (Быт.1, 8, 10, 12, 18, 21, 25). Более того! Хотя в сотворенном мире не было недостатков, для него была предусмотрена возможность дальнейшего совершенствования: человек получил заповедь не только хранить, но и возделывать рай (Быт.2:15).
Итак, несовершенство – это не зло. В созданном Богом мире, на любой степени совершенства, нет места злу. «В сущем (т.е. во всем существующем – авт.) нет ничего злого», – говорит преподобный Максим Исповедник. Согласно православному пониманию, зло возникло по причине злоупотребления свободой воли высшими тварными существами – ангелами, а потом и человеком. Пребывание этих существ в добре зависит от них самих: они могут подчиняться воле Божией и тогда оставаться и даже совершенствоваться в добре, но могут уклониться от послушания Богу, восстать против Него. Нарушение воли Божией – это грех. Грех и есть первопричина зла.
Таким образом, зло всегда связано не с природой, а с чьей-то личностью, ибо только личное существо – ангел или человек – имеет свободу воли. В природе же как таковой в принципе нет зла. Другими словами, зло всегда отвечает на вопрос «кто», а не «что». Те же неустройства в природе (например, стихийные бедствия) и в естестве человека (болезни), которые обычно называют «злом», есть лишь следствия первопричинного зла – греха. Эти следствия часто именуются общим названием – «тление и смерть».
Священное Писание совершенно однозначно свидетельствует, что в первозданном мире не было никакого беспорядка и разрушения: Бог смерти не сотворил (Прем.1:13). И только грехопадение человека, совершившееся по совету лукавого змия-сатаны, подвергло самого человека, а вместе с ним и весь видимый мир, действию смерти и тления: Завистью диавола смерть вошла в мир (Прем.2:24). Грех первозданного человека оказался катастрофой мирового масштаба, ибо он нарушил гармонию и порядок в мироздании.
Таким образом, православное вероучение четко разграничивает первопричину зла – грех и его последствия – тление и смерть, и столь же четко указывает, что источник зла – в области нравственной – это злая воля чьей-либо личности – падшего ангела-демона или человека.
Литература по теме
- Проблема зла Энциклопедия христианской апологетики
- Зло Сокровищница духовной мудрости
- О том, что Бог не виновник зла свт. Василий Великий
- Мысли о добре и зле свт. Николай Сербский
- О зле прп. Иоанн Дамаскин
- Проблема зла и теодицеи (как она решается в христианстве и других мировоззрениях) В.С. Ольховский
- Добро и зло как ключ к пониманию вселенной Клайв Льюис
- О промысле и свободе воли прот. В. Свенцицкий
- О соотношении человеческой и Божественной воли свящ. Олег Корытко
- Эхо, рожденное нашим грехом диакон Андрей
- Почему Бог допускает зло? прот. Максим Козлов
- Почему Бог допускает зло Ричард Суинберн
- Скорби в нашей жизни еп. Александр (Милеант)
- Почему верующие страдают
- Тот, кто ужасается злу, выходит за рамки материализма С.Л. Худиев
- Бог, дьявол и мировое зло С.Л. Худиев
- Возможно ли добро без Христа? Теймураз Кристинашвили
- Проблема зла архим. Плакида (Дезей)
- Непротивление злу А.Г. Долженко
- Беседа о смысле зла прот. С. Слободской
- Проблема зла в человеке митр. Минский и Слуцкий Филарет
- Зло, его сущность и происхождение прот. Тимофей Буткевич
- Ну, и какие у меня грехи?
- Почему Бог не запретит зло?
- Если Бог добрый, откуда в мире зло? свящ. Георгий Максимов
- Бог и мировое зло прот. Евгений Горячев
Комментировать