Теодице́я – (от греч. θεός (Теос) – Бог, и δίκη (дики) – правосудие, справедливость) – общее обозначение религиозно-философских доктрин, направленных на то, чтобы согласовать идею благого и всемогущего Бога с наличием в мире зла. Термин введен Лейбницем (1710 г.).
Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, мысли Мои выше мыслей ваших (Ис.55:8-9). См. также: Прем.1:13-15; Иов 1-42; 1Кор.2:16; Рим.11:33-36; (Древний патерик. Глава 15, ст.1).
А мог ли Бог просто простить Адама и Еву?
Для этого от них требовалось:
1. Раскаяние. Бог 2 раза явно подвигал их к этому Своими вопросами, а они не только не раскаялись во грехе, но фактически обвинили в нём Самого Бога. Грехопадение было возможно из-за свободы воли разумных существ, но изменить направление свободной воли возможно только изнутри, любовь не может быть навязана насильно. Спасение человека требовало его свободного согласия. Прощение со стороны Бога предполагает изменение самого человека, Бог не мог просто объявить зло добром, назвать грешника праведником.
2. Исправление (но они уже не могли не грешить, у них были поражены ум, чувства и воля). Бог и не обижался в нашем человеческом понимании, Он неизменен, это они отвернулись от Него.
Вывод: механическое прощение грешников значило бы дальнейшее умножение в них грехов, они бы превратились в «кощеев бессмертных». Смерть пресекала распространение греха, ведь грех – не только поступок, но и состояние. Недостаточно побрызгать духами на человека, у которого плохой запах изо рта, нужно вылечить его болезнь.
Литература по теме
- Раздел «О природе зла»
- Проблема зла Энциклопедия христианской апологетики
- Почему Бог не запретит зло? чтец Кирилл Борисов
- Проблема зла и теодицеи В.К. Шохин
- Проблема зла и теодицеи В.С. Ольховский
- Проблема зла и страданий В.П. Лега
- Теодицея Евгений Трубецкой
- Илиотропион митр. Иоанн Максимович
- Толкование на книгу пророка Аввакума или опыт церковной теодицеи прот. Геннадий Фаст
- Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах П.А. Флоренский
- Адамов комплекс иеромонах Симеон (Мазаев)
Комментировать