Бла́гость – сущностное свойство Божье, выражаемое в том что Всесовершенный Бог Сам в Себе абсолютно добр; в отношении тварей это свойство проявляется в том, что Он готов подавать и подает им столько благ, сколько они могут вместить по своей природе и состоянию, желая им только добра.
Если Бог благ, то почему утверждается, что на Страшном Суде многие грешники будут осуждены; неужели Бог не может просто взять да и всех их разом простить?
Вопрос о том, почему грешники будут судимы несмотря на благость Божью, волновал и продолжает волновать многих мыслителей. Казалось бы, что помешает Богу простить всех воскресших людей и всех ввести в Райские обители, всех без исключения? На волне подобных недоумений сформировалось учение, согласно которому, спасены будут все люди вообще. В действительности в святоотеческой литературе содержится немало утверждений, указывающих, что многие люди будут осуждены на Страшном Суде на вечные муки. Это соответствует словам Христа: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф.7:21).
Дело в том, что спасение грешников нельзя сводить к акту перемены Божьего настроения с гнева на милость. Говоря о пути достижения личного спасения, святые отцы поучали, что это путь связан с внутренним духовно-нравственным преображением человека, с формированием в нём таких качеств и таких стремлений, обладая которыми он сможет охотно, осознанно и свободно жить по нормам святых. Эти качества и стремления формируются в результате жизни по Христу, во Христе. Если же человек, живя земною жизнью, не стяжал любовь к Богу и ближним, любовь к добру, а наоборот, сформировался как эгоист, как гордец, стяжал отвращение к Божьему закону, «любовь» к греховным удовольствиям, то что ему будет делать в Раю? По рассуждению ряда отцов Церкви, и среди них св. Ефрем Сирин, осужденные сами будут стремиться скорее укрыться от Божественного света, который будет для них невыносим.
Цитаты о благости
«Никто не благ, как только один Бог».
Мф.19:17
«В Боге – вся благость. Об этом и Христос сказал: Никто не благ, как только один Бог (Мф.19:17). Его благость включает в себя Его милосердие, терпение и прощение грешников. Своей благостью Господь наделил всякое творение Свое. Поэтому в любой твари Божией есть Божественная благость. Даже диавол имеет Божию благость, из-за которой он желает себе добра, а не зла, но по глупости своей думает злом достичь добра, то есть думает, что, причиняя зло всем творениям Божиим, он для себя творит добро. О, сколько благости Божией во всяком Божием творении: в камне, в растении, в звере, в огне, в воде, в воздухе! Вся благость эта позаимствована у Бога – неисчерпаемого, бездонного и великого Источника всяческой добродетели. Поэтому, когда ищешь благости, не ищи ее нигде, кроме как в Боге. Лишь Он имеет благость в избытке».
свт. Николай Сербский
«Сколько бы мы ни старались, мы не можем однако ж изобразить и малейшей части ни тех благ, которые нам уже дарованы (от Бога), ни тех, которые ежедневно ниспосылаются, ни тех, которые еще уготованы нам (в будущей жизни), если мы захотим исполнить Его заповеди».
свт. Иоанн Златоуст
Литература по теме
- Бесконечная доброта Бога митр. Макарий (Булгаков)
- Благость Божия прп. Исаак Сирин
- Благость Божия свт. Тихон Задонский
- Мир управляется Провидением Бога правосудного и вместе благого свщмч. Ириней Лионский
- Бог благ и справедлив блаженный Августин
- Если Бог благ, то почему в будущем веке наказывает сатану, а не уничтожает его? прп. Иоанн Дамаскин
- Против полагающих, что благость и правосудие взаимно себя исключают пресвитер Климент Александрийский
- Бог Благ прот. Григорий Дьяченко
- Бог любит всех одинаково? А. Дулевич
- О благости и правосудии Божием свящ. Георгий Максимов
Комментировать