Ве́чные му́ки – нескончаемые мучения, ожидающие после Страшного суда сатану, демонов и людей, не покаявшихся пред Богом и не исправивших жизнь по Его заповедям, данным в Евангелии (Мф.25:46).
К ним относятся: вечный огонь (Мф.25:41) – жгущий, но не сжигающий; вечная тьма (Мф.25:30) – абсолютная темнота; неусыпающий червь (Мк.9:44-48) – непрестанно ядущий, но не съедающий; тартар – вечный холод, а также другие муки, соответствующие тяжести согрешений.
Кроме того, нескончаемой нравственной мукой для узников ада будет лишение Божественной любви, отвергнутой ими при жизни по их собственному волеизволению.
Догматическое учение о вечных муках
Согласно Священному Писанию, после всеобщего воскресения мертвых и Страшного суда, сатана, злые духи и нераскаянные при жизни грешники пойдут «в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф.25:46). Грешники не достигнут вечной блаженной жизни, «но гнев Божий пребывает» на них (Ин.3:36), их бросят «в озеро огненное» (Откр.20:15), «в огонь вечный» (Мф.25:41, ср.: Лк.16:24), «в геенну огненную, где червь их не умирает, и огонь не угасает» (Мк.9:47–48), где «будет плач и скрежет зубов» (Мф.22:13). Такое состояние называется «второй смертью» (Откр.20:14). Это воздаяние будет более полным, чем то, которое испытывают и будут испытывать грешные души до дня Страшного Суда: во-первых, до всеобщего воскресения мертвых и Страшного Суда адовы мучения испытывают только души грешников, тогда как потом грешники будут мучиться и душой, и телом; во-вторых, приговор, вынесенный беззаконникам на Страшном Суде, будет окончательным (следовательно, их мучения будут вечными) (см. муки адовы). Мучения грешников будут различными. Степени их мучений будут соответствовать тяжести совершенных беззаконий, ибо «раб... который знал волю господина своего... и не делал по воле его, бит будет много. А который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше» (Лк.12:47–48; ср.: Мф.10:16, 11, 21–22; Лк.12:47–48).
Священное Писание не дает оснований понимать вечность геенских мучений в относительном смысле, но говорит прямо, что не покоряющиеся благовествованию Христову «подвергнутся наказанию, вечной погибели» (2Фес.1:9) и «дым мучения их будет восходить во веки веков» (Откр.20:10; ср.: Мф.25:41, 46; Иуд.1:7; 2Сол.1:9–10; Откр.14:11). О том, что муки будут вечными, согласно учили святые отцы, начиная с древнейших времен.
Библейское учение о вечных муках и ложные эсхатологические концепции
Библейское учение о вечных мучениях грешников с древних времен вызывало немало соблазнов. В связи со стремлениями выставить это учение в более гуманном свете либо представить его в более понятной для обывателя форме, возникали различные альтернативные эсхатологические концепции. Ниже представлены самые известные из них.
1. Учение об Апокатастасисе (в данном случае этот термин употреблен в значении всеобщего восстановления и спасения). Согласно этому учению, грешники и демоны будут испытывать мучения только до определенного времени, а затем будут восстановлены в своем первобытном состоянии. Длительность и/или степени мучений грешников будет (будут) зависеть от степени их личной греховности. По мнению некоторых исследователей, корни учения об апокатастасисе следует искать в античном циклическом понимании времени и истории. В соответствии с античной идеей вечного повторения, исторический процесс является периодическим возвращением всего мира и человечества в их первоначальное состояние. В христианской среде идеи о всеобщем восстановлении получили обоснование в трудах Оригена. Идея апокатастасиса, в какой-то мере, была близка свт. Григорию Нисскому. В конце концов оригенизм был осужден на V Вселенском Соборе.
Несостоятельно мнение о том, что Церковь осудила только «оригенистический апокатастасис», оставив другие его варианты, чуть менее радикальные, допустимыми для всякого христианина. См. Пятый Вселенский Собор о вечных мучениях.
Учение о нескончаемости мучений грешников неоднократно подтверждалось в определениях Церкви (см. 10-й анафематизм Константинопольского собора 1076 г.; Православное исповедание, Ч. 1, вопрос 63; Послание восточных патриархов, член 3; 10-й анафематизм Недели Православия). В «Чине исповедания и обещания архиерейского» каждый кандидат в епископы исповедует, что Господь воздаст грешникам в день Суда «вечное мучение и нескончаемый огонь геенны».
Изъяны данного лжеучения состоят, прежде всего, в его противоречии Слову Божию и Священному Преданию, представлении о том, что мучения непременно очистят грешника (не учитывая его желания быть с Богом) и, в версии Оригена, в учении о возвращении всего к тому, что было в начале (тем самым отменяется и обесценивается вся история).
2. Аннигиляционизм (полное уничтожение). Это эсхатологическое направление имеет три разновидности, каждая из которых представляет собой самостоятельную концепцию: 1) прекращение существования каждого человека в момент его физической смерти (материалистическая версия); 2) бессмертие – дар для спасенных, остальные люди уходят в небытие; 3) человек создан бессмертным и, достигая спасения, осуществляет свое предназначение; духовно погибшие, обращаются в ничто. Это учение получило распространение в XIX в. среди сторонников учения об апокатастасисе. Последователи лжеучения опираются на те места Священного Писания, которые говорят о смерти и погибели грешников (например, Откр.20:14; 2Фесс.1:9). Однако Библия говорит не об их уничтожении, а о разделении души и тела (физическая смерть) и о состоянии отчуждения от Бога, сопровождаемого мучениями (духовная смерть, смерть вторая). Слово Божие ясно утверждает, что грешники существуют после смерти и сознают себя (Лк.16:22-28), обитают в месте плача и «скрежета зубов» (Мф.8:12), и «и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Откр.20:10).
Уничтожение грешников, которое пытаются представить как акт милосердия со стороны Бога, противоречит учению о наличии образа Божьего в человеке, о свободе воли и уважении к ней Создателя, о всеобщем воскресении, Частном и Страшном Суде, а также о правосудии Божием, которое воздает каждому по его заслугам (ср.: Лк.12:47-48).
3. Концепция о реинкарнации (перевоплощении). Эта концепция предполагает, что душа перевоплощается снова и снова и, таким образом, оказывается соединенной то с одним телом, то с другим. Между тем, такое представление прямо противоречит свидетельствам Священного Писания. «Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости», — говорит Екклесиаст (9:10). «Ничто да не препятствует тебе исполнить обет благовременно, и не откладывай оправдания до смерти», — говорится в Книге Иисуса, сына Сирахова (18:22).
В Новом Завете предельно ясно выражается истина о единственности жизни: «Человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр.9:27). Оно свидетельствует, что двери покаяния закрываются навсегда с момента разлучения души и тела, и именно Бог установил такой порядок (Мф.25:11-13; 7:21-23; 25:44-46; Лк.13:23-28). Вера Церкви в воскресение всех людей предполагает уникальную связь души и тела каждого конкретного человека, а также ответственность каждой личности за дела, совершенные в своем теле (см. 1Кор.15:52-53; 2Кор.5:10). «Всякая душа возвратится в свое тело, и тогда вместе с ним получит совершенную и вечную награду, по делам своим», – провозглашается в «Православном исповедании Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» (Ч. 1, вопрос 121). Все эти богооткровенные истины, очевидно, несовместимы с учением о перевоплощении.
4. Учение о возможности самостоятельного выбора грешника между Раем и адом на Страшном суде.
В течении земной жизни мысль о бессмертии души, о продолжении её существования после физической смерти, воспринимается человеком через веру. Однако после смерти душа, отделившаяся от тела, на собственном опыте познаёт, что жива. Таким образом, посмертное существование перестает быть для неё предметом веры, но становится предметом опытного знания. Когда душа грешника, осужденная на частном суде, попадает в ад, то и ад становится для неё предметом опытного знания. Она больше не сомневается, существует ли ад или не существует. Когда будет происходить Страшный суд, его реальность тоже станет для грешника очевидной (даже если во время земной жизни он не верил ни в Бога, ни в Его суд).
Имея сказанное в виду, некоторые мыслители сочли уместным предположить, что в этот момент многие грешники предпочтут принести покаяние (дескать, раньше они этого не делали из-за неверия или слабоверия), а Бог, как Всемилостивый и Человеколюбивый, это покаяние примет и тогда покаявшиеся грешники наследуют Рай. Исходя из этой концепции, для того, чтобы попасть в Рай, совсем не обязательно быть верующим, жить праведной жизнью. Достаточно будет на Страшном суде выразить отказ от прежнего образа жизни и желание жить вечной блаженной жизнью.
Однако это учение уязвимо для критики. Священное Писание и Священное Предание Церкви ясно показывают, что спасение грешника достигается в Церкви, жизнью по Христу, во Христе. С другой стороны, наследование человеком Царства Славы подразумевает наличие у него способности, готовности и желания жить по меркам святых. Если же человек всю свою земную жизнь жил в тяжких грехах, грешил с удовольствием, Бога не знал, ближних не любил, то каким будет его внутреннее нравственное состояние? Будет ли он готов жить по тем правилам, по которым живут святые? Сможет ли он испытывать счастье от того, что в течении его земной жизни не только его не радовало, но даже и не привлекало?
Итак, учение о возможности безусловного выбора грешника между Раем и адом в значительной мере основано на грубо-юридическом понимании спасения, мол, если грешник формально признается, что он грешник, формально скажет: каюсь, то этого будет достаточно, чтобы Бог, реагируя на его слова, непременно переселил его в Рай.
Аргументы в пользу учения о вечных муках
Защищая библейское учение о вечных мучениях грешников, святые отцы и христианские апологеты приводили следующие доводы.
- Существование вечных мучений обусловлено правосудием Божиим. Священное Писание говорит о праведности Божественного суда и что Бог «воздаст каждому по делам его» (Рим.2:5-6). Праведность Бога требует, «чтобы неправый нес присужденную за неправду кару, иначе милующая любовь будет поблажающею снисходительностью» (свт. Феофан Затворник). Мы видим, что на земле преступники не всегда бывают наказаны, а праведники страдают от их злодейств. Справедливость требует восстановления этого баланса, чтобы каждый получил надлежащее воздаяние. Одинаковое отношение к злодею и святому было бы не только несправедливым, но и не благим. «Значит, блудник, прелюбодей, совершивший тысячи преступлений будет наслаждаться теми же благами, какими и отличившийся целомудрием и святостью? Значит, Павел станет наряду с Нероном, или даже диавол наряду с Павлом?.. Если судьи, господа, учители и даже люди необразованные награждают добрых и наказывают злых, то возможно ли, чтобы Бог поступил иначе и доброго сравнял с порочным?» – вопрошает свт. Иоанн Златоуст. Прп. Иоанн Дамаскин также видит в существовании вечного наказания проявление правосудия Творца: «Как было справедливо, чтобы будущие Его благие создания, которые бы не только сохранили данное им благо, но и приумножили его, возникли и удостоились совершенного блага и вечного наслаждения, так же справедливо было то, чтобы те будущие Его благие создания, которые бы не сохранили данное им благо, но добровольно отклонились ко злу через утрату благ, – чтобы и они возникли и лишились вечного наслаждения».
- Существования вечных мучений связано со святостью Божьей. «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Ин.1:5), Мысль о вечном пребывании в Царстве святых источников зла противоречит учению о Царстве святых: там не будет ничего нечистого и никого преданного «мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр.21:27).
- Существования вечных мучений соответствует благости Божьей. В этом отношении учение о вечных мучениях грешников рассматривается в свете учения о нравственной свободе человека как высочайшем благе, Божественном даре. Христианское учение о свободе предполагает, что она может быть реализована даже против Бога, «ибо не насилием и самовластием, но убеждением и добрым расположением уготовляется спасение человеков. Потому всякий полновластен в собственном своем спасении, чтобы и увенчиваемые, и наказываемые справедливо получали то, что избрали», как говорит прп. Исидор Пелусиот. Нравственная свобода в человеке подразумевает и нравственную ответственность перед Творцом, однако не только виновностью грешника объясняется лишение его Царства Славы. Человек, который жил во грехе и не старался исправиться, имеет соответствующее (его греховности) расположение души, соответствующие привычки, склонности. Если бы грешника, не любящего Бога и ближних, не желающего жить по правилам, по которым живут святые, поместили в Царство святых, то чтобы он там делал? Чувствовал бы он там себя хорошо, если был принужден соблюдать эти (ненавистные для него) нормы угрозами или силой? Едва ли. Стало быть, он, по благости Божией, лишается того, к чему не имеет ни склонности, ни способности: блаженной жизни в любви к Богу и ближним. Любовь Бога предполагает добровольность ее принятия и уважение к свободе разумного существа. Он оставляет альтернативу существования вне Его Царства, как показывает, например, притча о званных на брачный пир. Вечный ад – это место обитания тех, кто добровольно отверг Божье прощение.
Дарование бытия и поддержание в нем всего сущего, согласно прп. Иоанну Дамаскину, является в любом случае благом: «В тех, кто имеет от Бога хотя бы бытие, отчасти присутствует благо, как бы последним отзвуком. Итак, бытие добро, а благое бытие лучше. Ибо здоровье есть совершенное существование, бытие в болезни есть частичное зло и тление – ибо это не совершенное несуществование, но частичное существование и частичное несуществование. Небытие – совершенное зло, ибо совершенно не сущее есть совершенное тление и несуществование. Посему бытие и благое бытие – добро и от Бога, а из благого стать злым, зависит от воли того, кто становится. Итак, Бог по преизбытку благости дал блага и злому, бытие и благое бытие». Иными словами, «лучше хоть как-то быть и по причине бытия приобщаться к благу».
- Существования вечных мучений требует суверенность Бога. Для окончательной победы добра над злом необходимо произвести их разделение, так как пшеница и плевелы не могут вечно расти вместе. В вечности добро должно восторжествовать над злом.
- Существование вечных мучений обусловлено свободой человека. Поскольку человек обладает реальной свободой выбора, постольку для него возможен решающий выбор в пользу зла, что предполагает вечную альтернативу Царствию Небесному.
- Причина вечных мучений заключается не только в решении Бога, но и в состоянии грешников. Само состояние существа «старой версии» (см. ветхий человек) непригодно для жизни в новом мире века грядущего, ибо в Царство Небесное не войдет «ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи» (Откр.21:27). Свт. Феофан Затворник поясняет что, «грех не есть что-либо внешнее, а внутреннее и внутрь проходящее. Когда грешит кто, грех весь состав его извращает, оскверняет и омрачает. Если простить грешника внешним приговором, а внутри его все оставить, как было, не вычистив, то он и после прощения такого останется весь скверен и мрачен. Таков будет и тот, кого бы Бог простил державною Своею властью, без внутреннего его очищения.. Положим даже, что какими-либо судьбами грешник втянут в рай; что он там будет делать?! – Для него и рай в ад превратится. Вкусить сладостей райских у него нет органа; а чрез то, что там все противоположно его настроению, он будет тесним и гнетом, так, что и места не будет находить. Введите вы в круг людей высшего тона человека простеца, – для него пребывание среди их будет настоящая пытка. То же должен испытывать и грешник, если неочищенным втянуть его в рай». Остается добавить, что рай для праведников также перестанет быть местом абсолютного блаженства, если туда вторгнется носитель и делатель зла.
- Откровение о Боге Любви и вечном аде исходит из одного Источника. В нашем мире нет иных свидетельств Божией любви, кроме учения и жизни Господа Иисуса Христа. Если мы принимаем Его свидетельство о любви, то должны принять и Его слова о вечных муках.
Возражения и вопросы о вечных муках
Существование вечного ада означает провал Божественного домостроительства, так как зло останется непобежденным.
Зла как отдельной субстанции не существует, оно проявляется в состоянии и деятельности разумных существ. Решение о воздаянии грешникам, исходящее от Бога, не является злом. Стало быть, и результат этого решения не соответствует понятию о зле. Что касается деятельности грешников в аду после Страшного Суда, Церковь не учит, что там они будут грешить: там они будут испытывать мучения.
Разве не жестоко считать, что любящий Бог подвергнет мучениям свое непокорное творение?
Почему-то некоторым людям свойственно думать, что Бог обязан соответствовать их представлениям о Нем и поступать так, как они считают правильным. Однако Бог является Всемогущим Абсолютом, Который в принципе не обязан считаться с человеческим мнением о Нем. Претензии вроде того, что «Бог благой, а значит должен соответствовать лично моему понятию о добре и справедливости, а иначе я отказываюсь в Него верить или играть по Его правилам», выглядят довольно нелепо. «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: зачем ты меня так сделал?» (Рим.9:20). Это недоумение было бы справедливо, если бы сами люди выдумали ад. Сам Бог не считает его существование противоречащим Своей благости. О существовании ада учил Тот, Кто пришел в этот мир, чтобы пострадать и умереть за последнего грешника.
Для разъяснения этого недоумения необходимо иметь в виду следующее. Бог есть не только Любовь, но и Абсолютная Правда, воздающая по заслугам за добро и зло. Отрицание Божественного правосудия влечет за собой неверие в благость Божию, поскольку превращается в попустительство и уравнивание добра и зла. По замечанию свт. Иоанна Златоуста, «если между людьми наказание есть дело благости, а безнаказанность – жестокости, то ужели не так у Бога? Следовательно, потому Он и уготовал геенну, что Он благ». В самом деле, если нет Суда и воздаяния, то и нет разницы между Гитлером и Янушом Корчаком. В таком случае наш нравственный выбор бы обесценился и справедливость, об отсутствии которой в нашем мире говорят даже неверующие, никогда бы не восторжествовала.
Атеистические аналогии с безжалостным садистом здесь неуместны, поскольку Бог не желает никому из своих созданий участи в геенне. Гнев и проклятие грешников со стороны Бога, о которых мы читаем в Библии, не следует воспринимать буквально и отождествлять с человеческими эмоциями. Гнев Божий «не есть волнение Духа Божия, но Суд, которым налагается наказание за грех», – объясняет блаженный Августин. Поэтому, определяя грешников в ад, Господь делает это не по злобе и мстительности в человеческом понимании, а совершая праведный суд над теми, кто не пожелал отделить себя от греха покаянием. По словам свт. Иоанна Златоуста, «для чего же Бог предупреждает об ужасах, которые намерен совершить? Для того чтобы не пришлось Ему совершать то, о чем предупреждает.. И угрожает Бог геенной не для того, чтобы ввергнуть в геенну, но чтобы освободить от геенны, а если бы он хотел наказать, то не угрожал бы, побуждая тем быть осторожнее, чтобы нам избежать того, чем угрожается. Он грозит наказанием, чтобы мы избежали наказания на опыте; устрашает на словах, чтобы не наказывать на деле».
Отвечая на это недоумение свт. Феофан Затворник писал: «Все, которые, нагрешив пред Богом, обращаются к Нему в слезах покаяния, всегда получают прощение, и пред ними дверь рая не заперта. Если б все люди, грехам повинные, так поступали, все бы вошли в рай, – и ад остался бы занятым одними духами злобы – ожесточенными и нераскаянными. Вы опираетесь на милосердом прощении. Но прощение небезусловно: покайся, и прощение получишь. А нераскаянного как простить? Господь милосердый всех готов простить, – только покайся и прибегни к Его милосердию. Если б и бесы покаялись, и те были бы помилованы. Но как они закостенели в упорном противлении Богу, то и нет им помилования. То же и в отношении к людям. Невозможно помилование тех, которые упорно противятся Богу.. Вы все упираетесь на благость Божию, а о правде Божией забываете, – тогда как Господь «благ и праведен» (Пс.24:8). Правда Божия вступает в силу, когда благость истощает уже все средства».
Можно ли считать справедливым вечное наказание за временные преступления?
Справедливость вечного мучения обусловлена внешними и внутренними причинами.
- Даже в земной жизни преступление, совершенное в короткий срок, иногда наказывается пожизненно или даже смертной казнью. Последствия некоего кратковременного происшествия могут быть колоссальны (например, землетрясение). Как замечает свт. Иоанн Златоуст, многие говорят: «Я совершил убийство в одночасье, короткий миг блудодействовал, а наказание терплю вечно?». И святой отвечает: «Грехи судятся не по времени, а по самому существу преступлений».
- Нераскаянность и упорство в грехе, направление злой воли, являются основанием для бесконечного наказания. Свт. Григорий Великий объясняет это таким образом: «Справедливо было бы недоумение, если бы раздраженный Судья рассматривал не сердца людей, а одни дела. Нечестивые потому имели конец грехов, что имели конец жизни. Они желали бы, если бы могли, жить без конца чтоб иметь возможность грешить без конца. Те, которые никогда не перестают грешить во время своей жизни, показывают, что они желают всегда жить во грехе. Следовательно, великая справедливость со стороны Судьи, что вечно будут наказываемы те, которые в сей жизни никогда не хотели отстать от греха».
- Тот, кто высокомерно продолжает грешить, презирает человеколюбие и бесконечную любовь Божью, тем самым многократно увеличивая свою ответственность и виновность. Если мы признаем, что Бог человеколюбив, то должны согласиться, что тем серьезнее повод для наказания, так как мы грешим против такого Бога, оказывающего нам безмерные милости и отдавшего за нас на смерть Своего Единородного Сына.
- Без вечного отлучения грешников не могло бы быть и Царства Славы, так как впустить туда грех, означает создать условия для всеобщего страдания, как это существует временно на земле. Действенный способ уберечь добрых от злых – это их вечная изоляция, разделение пшеницы и плевелов (ср.: Мф.13:30).
- Внутренняя причина вечности мук заключается в том, что даже если убрать из геенны положительные наказания, то состояние ее обитателей сильно не улучшится – вечное отвержение Богом, угрызения совести, неутоленные страсти и прочий «багаж» будут продолжать доставлять страдания. Справедливость соблюдена еще и тем, что мучения будут соразмерны степени грехов и виновности в них.
Почему бы тогда просто не уничтожить демонов и грешников?
Как было сказано выше, это противоречило бы учению о свободе воли и уважении к ней Создателя, о существовании образа Божия в человеке, который предполагает вечное существование, а также о правосудии Божием, которое воздает неодинаково, но каждому по его заслугам (ср.: Лк.12:47-48). К тому же, сравнивать и оценивать состояние небытия и бытия некорректно, так как мы не имеем опыта несуществования. Между «ничто» и «нечто» нет ничего общего, и утверждать, что не быть лучше, чем быть, мы не можем.
Зачем Бог сотворил ангелов и людей, обреченных на вечные муки?
У прп. Иоанна Дамаскина есть следующий ответ на это недоумение: «Бог по благости приводит из небытия в бытие то, что бывает, и наперед знает будущее. Итак, если бы они не имели в будущем существовать, то и не имели бы в будущем быть злыми, и не были бы предузнаваемы. Ибо в отношении к тому, что существует, имеют место знания, и в отношении к тому, что непременно будет, имеет место предведение. Ибо сначала – бытие, и тогда бытие прекрасного или худого. Если же имевшим существовать в будущем по причине благости Божией то обстоятельство, что они имели оказаться злыми по своему собственному произволению, попрепятствовало бы, чтобы они произошли, то зло побеждало бы Божию благость. Поэтому Бог все без изъятия, что Он творит, творит добрым; но каждый по собственному произволению делается как прекрасным, так и злым. Поэтому если Господь и говорил: «Добрее было человеку тому, аще не бы родился» (Мк.14:21), то Он говорил, не порицая Свое собственное создание, но порицая ту порочность, которая возникла у Его твари вследствие собственного ее произволения и легкомыслия. Ибо беспечность собственной ее воли сделала для нее бесполезным благодеяние Творца; подобно тому как, если кто-либо такой, которому были вверены царем богатство и власть, будет тирански поступать с благодетелем, то царь, обуздав, достойно подвергнет его наказанию, если усмотрит, что он до конца остается верным тирании».
Всевозможные риски, которые имеют место быть в нашей земной жизни, не мешают нам жить и рисковать. От того, что многие люди попадают в аварии, мы не перестаем пользоваться транспортом, видя в этом свои преимущества. Подобно тому, как мы уверены в том, что лучше рисковать, чем ничего не делать в этой жизни, Бог знает, что лучше сотворить свободных разумных существ, часть из которых отвергнет Его, чем не создавать никого вовсе.
Почему бы Богу не отменять последствия человеческих прегрешений, из-за которых они идут в ад?
В таком случае понятие свободы было бы фиктивным. Как пишет христианский апологет С. Л. Худиев, «Бог наделяет нас реальным выбором с реальными последствиями; если бы всякий раз, когда мы делаем неправильный выбор и навлекаем на себя дурные последствия, Бог просто аннулировал бы наши решения, это бы означало, что никакого реального выбора у нас нет. Но свобода произволения — это подлинный и неотъемлемый дар; мы можем принимать нравственно значимые решения, хранить верность или совершать предательство, любить или ненавидеть — у наших поступков есть реальные последствия для нас самих, для других людей и для мироздания в целом.. Говоря о нашей свободе и владычестве, Бог не шутит и не обманывает — у нас действительно есть то и другое; а это значит, что у наших решений есть реальные последствия. Объявить их просто небывшими — значит отозвать дары, данные нам при сотворении, и объявить творение человека как существа свободного неудачной шуткой. Поэтому Бог не отменяет наш выбор — в Иисусе Христе Он принимает его последствия на Себя».
Почему нельзя просто перевоспитать грешников?
Временем для такого «перевоспитания» определена земная жизнь. Апостол Петр говорит, что «Не медлит Господь [исполнением] обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2Петр.3:9). После этого приходит время воздаяния (Евр.9:27). Невозможно исправить того, кто не хочет исправляться, без применения насилия. Бог уважает свободу человека и его выбор, но призовет к ответу каждого и воздаст по делам его.
Имеет ли смысл наказание, которое не исправляет преступника?
На это недоумение протоиерей Николай Малиновский отвечает так: «Что бы сказало человеческое правосудие, если бы ему представили следующее соображение: в обществе есть преступники ожесточенные и закоренелые; никакое наказание не исправит их: следовательно, всякое наказание, на них налагаемое, есть бесцельная жестокость, а посему такие злодеи должны быть освобождены от всякого наказания и им должна быть предоставлена полная свобода действования? Закон правды и здравое мышление не могут мириться с такими рассуждениями». Существование вечного ада удовлетворяет и прославляет правосудие Божие, демонстрируя величие Бога, как Он некогда сказал о наказании непокорных Ему египтян: «Я ожесточу сердце фараона, и он погонится за ними, и покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его; и познают египтяне, что Я Господь» (Исх.14:4).
Похоже, что существование вечного ада противоречит человеческой свободе. Вряд ли человек выберет добровольно вечное страдание, если знает, что можно его избежать.
Хотя это и выглядит разумным, на деле происходит именно так: человек добровольно выбирает грех и его губительные последствия. Да, человек не хочет выбирать страдание как таковое, но делает это всякий раз, совершая грех. Однако человек может выбрать и добро с его вечной блаженной наградой, доказательством чему служат тысячи святых.
Возможно, что Бог угрожает вечным адом только из педагогических соображений (а в действительности всех разом простит, помилует и введет в Царство Славы).
Подобные высказывания можно счесть богохульными, так как ведут к тому, что Бог говорит ложь, пускай даже из-за педагогических соображений.
Разве угроза вечными мучениями не делает человеческий выбор добра вынужденным и несвободным?
Уничтожает ли страх перед адом нашу свободу выбора? Не более чем страх перед падением с обрыва уничтожает свободный выбор подойти или не подходить к его краю. Если бы угроза муками могла бы уничтожить свободу выбора, то каялись бы все без исключения. Однако этого не происходит, и выбор по-прежнему остается за каждым.
Как можно радоваться в раю, зная, что в аду тяжко страдают другие люди, возможно самые близкие?
На этот вопрос мы можем встретить разные ответы у святых.
1) У них не возникнет тогда скорби, потому что они будут во всем согласны с решениями Бога. Чувство родства с грешниками исчезнет. «Что Господь считает правым и должным, то – и они. Сочтет Господь должным послать в ад нераскаянных, так будут сознавать сие и они. И состраданию тут места нет. Ибо отверженные Богом отвергнуты будут и ими; чувство сродности с ними пресечется. И на земле духовное родство бывает совсем иное, чем естественное, и коль скоро последнее несогласно с первым, то оно охлаждается и совсем исчезает: родные кровно делаются чуждыми друг друга. Это внушил Господь, когда сказал: кто мать Мне и брат? – И ответил: творящий волю Отца Моего (Мф.12:50). Если на земле так, то на небе это обнаружится в крайней силе, – и особенно после последнего суда. Отверженные будут иметься наравне с теми, в чье место они пойдут, кому уготован огнь вечный» (свт. Феофан Затворник).
2) Праведники не будут помнить или видеть грешников, страдающих в аду. «Представь, что ночью в комнате горит огонь. Те, кто стоит на улице, видят тех, кто находится в этой светлой комнате. Так же и те, кто будет находиться в аду, будут видеть тех, кто будет находиться в Раю. И это будет для них ещё большей мукой. И представь опять: те, кто ночью находится в свете, не видят тех, кто стоит на улице в темноте. Так же и находящиеся в Раю тех, кто в аду, не увидят. Ведь если бы те, кто находится в Раю, видели мучающихся грешников, то им было бы больно, они скорбели бы об их горькой участи и не могли бы наслаждаться Раем. Но в Раю «не́сть боле́знь..». Те, кто в Раю, не только не будут видеть тех, кто в аду – они даже не будут помнить, имели ли они брата, или отца, или мать, если и те не будут в Раю вместе с ними. «В то́й де́нь поги́бнут вся́ помышле́ния его́» (Пс.145:4), – говорит псалмопевец. Ведь если находящиеся в Раю будут помнить о своих мучающихся в аду родственниках, то какой же это для них будет тогда Рай? И мало того: те, кто в Раю, будут думать о том, что других людей [кроме тех, кто находится в Раю] нет. Так же они не будут помнить и о тех грехах, которые совершили в жизни земной. Если они будут помнить о своих грехах, то от любочестия не смогут вынести мысль, что огорчили Бога» (прп. Паисий Святогорец).
3) Можно предложить подумать здесь и о том, что в нашей земной жизни, страдания других могут вовсе не омрачать нашей радости. Так, голод в далекой стране не мешает нам искренне радоваться и наслаждаться пищей. Существование геенны и ее обитателей не может омрачить радости и блаженства праведников, потому что «отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр.21:4). Подобно тому, как существование ада не может омрачить радости Бога, оно не помешает радоваться и Божьим детям, которые будут блаженствовать вместе с Ним.
Вечных мучений нет, потому что это слишком жестоко и невероятно.
Этот аргумент можно считать не рациональным, а эмоциональным. Наше инстинктивное отрицание ада ничего не доказывает, также как и инстинктивное отрицание своей смерти. Это отрицание может быть связано с примитивными и карикатурными представлениями о сущности ада и мучений в нем. Однако гораздо более разумным представляется полагаться в этом вопросе не на эмоции и инстинкт, а на твердое и несомненное Слово Божие, которое утверждает истинность вечных мучений. Христиане верят в них не потому, что хотят этого, а потому что об этом учит Господь.
Цитаты о вечных муках
«Богочеловек Христос придет судить живых и мертвых, праведных и грешных: праведным [Он] воздаст за веру и дела добродетели – Царство Небесное, ради которого они трудились здесь, а грешным – вечное мучение и нескончаемый огонь геенны, которого да поможет нам избежать Бог и получить обещанные блага во Христе Иисусе Господе нашем. Аминь».
Чин исповедания и обещания архиерейского
«Где же те, которые говорят: я в один час совершил убийство, я краткое время прелюбодействовал, и неужели буду наказываться вечно? Грехи судятся не по времени, а по самому существу преступлений. При этом надобно принять во внимание и то, что, хотя бы мы претерпевали тяжкое наказание за прежние свои грехи, но, если снова впадем в те же пороки, то подвергнемся снова и еще тягчайшему наказанию – и это совершенно справедливо».
свт. Иоанн Златоуст
Литература по теме
- Мучения вечные. Сокровищница духовной мудрости
- Вопрос о вечности адских мук в работах православных богословов XX века свящ. Георгий Максимов
- Догматическое учение о вечных мучениях митр. Макарий (Булгаков)
- О вечности мучений нераскаянных грешников: ответы на недоумения свт. Феофан Затворник
- Отрицание вечных мучений – смертный грех прот. Евгений Попов
- Почему ад вечен? Н. Василиадис
- Доказательства вечности мучений прот. Григорий Дьяченко
- Уничтожение или вечное существование? свящ. Даниил Сысоев
- Все ли спасутся? К вопросу о вечных муках прот. Н. Баринов
- О муке вечной и о жизни вечной свт. Тихон Задонский
- Адские мучения свт. Феофан Затворник
- Вечные муки и вечное блаженство преп. Варсонофий Оптинский
- О посмертной участи людей Ю.М. Зенько
- Вечны ли адские муки? А.М. Леонов
- Как можно радоваться в раю, если родственники в аду?
Комментировать