Бесы

Литература по теме

***

Бе́сы (иначе: демоны, черти, нечистые, лукавые, падшие духи, злые духи, диаволы) – свободно-разумные бесплотные существа, бывшие некогда светлыми ангелами, но взбунтовавшиеся против Бога и отпавшие от Него, в результате чего были изгнаны с небес.

besy – Бесы

История грехопадения ангелов объясняет происхождение зла в сотворенном мире.

Отрицание бытия злых духов как личных и разумных существ неизбежно приводит к отрицанию грехопадения и, следовательно, искупления.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал, что упорное неверие в бытие злых духов – это настоящее беснование, так как идет наперекор Божественному Откровению. Тот, кто отрицает злых духов, уже поглощен диаволом.

Падение ангелов и их нынешнее состояние

Согласно Священному Преданию, имеющему основание в Священном Писании (Откр.12:7-9;Ис.14:11-15), один из высших ангелов Бога – Люцифер, восстал против Него и увлек за собой великое множество небесных сил, после чего он стал диаволом, а они – злыми духами. О времени их падения неизвестно ничего, кроме того, что оно произошло до грехопадения первых людей.

Церковное учение говорит о том, что «все они сотворены Богом добрыми, ибо то, что Бог сотворил, было сотворено добрым. Но они стали злыми по своей воле, как свидетельствует Господь наш об их начальнике: „Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи” (Ин.8:44). Они вожди всякого нечестия, постоянные хулители Божественного Величия, обманщики человеческих душ, и они, и их орудия, согласно Писанию: „Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить” (1Пет.5:8) (Православное исповедание. Ч. 1, вопр. 21).

Общество падших духов имеет строгую иерархическую структуру с подчинением князьям тьмы. Во главе находится сатана. В эту структуру вовлечены и земные сообщества людей, предавшихся воле злых духов и служащих им.

Страшное состояние демонов свт. Игнатий (Брянчанинов) описывает так: «Плотское мудрование в области духов получило обширнейшее, полное развитие, какого оно только может достигнуть. Главнейший грех их – исступленная ненависть к Богу, выражающаяся страшным, непрестанным богохульством. Они возгордились над Самим Богом; покорность Богу, естественную тварям, они превратили в непрерывающееся противодействие, в непримиримую вражду. Оттого падение их глубоко и язва вечной смерти, которою они поражены, неисцелима. Существенная страсть их – гордость; они преобладаются чудовищным и глупым тщеславием; находят наслаждение во всех видах греха, вращаются постоянно в них, переходя от одного греха к другому. Они пресмыкаются и в сребролюбии, и в чревообъядении, и в прелюбодеянии. Не имея возможности совершать плотские грехи телесно, они совершают их в мечтании и ощущении; они развили в себе эти неестественные им пороки несравненно более, нежели сколько они могут быть развитыми между человеками».

Несмотря на свое падение, бесы сохранили все свойства своей ангельской природы, так что они обладают сознанием, высоким интеллектом, памятью, чувствами, имеют самосознание, бесплотны, мгновенно перемещаются в пространстве, хотя и ограничены в нем, способны, при попущении Божьем, преображаться в тот вид, в какой захотят.

Место обитания падших духов

Одно из мест обитания бесов в Священном Писании называется «адом», «преисподней» или «бездной». Однако есть и другие места их обитания. В Новом Завете, говорится о «духах злобы поднебесной» и о диаволе как о «князе, господствующем в воздухе» (Еф.6:12;2:2). Эти слова свт. Феофан Затворник толкует так: «Обыкновенный.. образ перевода и понимания сего слова «поднебесный» означает, что духи витают между небом и землей – в воздухе, и как воздух обнимает нас повсюду, так повсюду окружают нас и духи злобы, и непрестанно приражаются к нам, как комары в сыром месте».

В чем отличие грехопадения ангелов от грехопадения людей?

В отличие от диавола, человек «согрешил не сам собой, но по наущению врага, диавол же согрешил самопроизвольно, безо всякого чужого наущения, и, кроме того, в сравнении с человеком имел более высокие дарования и качества», – пишет свт. Димитрий Ростовский. Грех падших ангелов повредил им самим. По своим последствиям этот грех не похож на грех первородный, совершенный Адамом и Евой. Ангелы, согрешившие после Люцифера, пали через его пример и влияние. Ангелы, сохранившие верность Богу, остались добрыми и не сделались склонными ко злу. В Адаме и Еве в результате греха повредилось само человеческое естество, и все их потомки (исключение – Господь Иисус Христос) рождались зараженными грехом и поврежденными по душе и по телу, со склонностью ко злу. Таким образом, грех прародителей наложил отпечаток на весь человеческий род.

Возможно ли покаяние для бесов и, если нет, то почему?

Церковное учение свидетельствует о том, что бесы никогда не будут восстановлены в своем достоинстве светлых ангелов и не станут снова служить Богу.

  1. Будучи бесплотны и, следовательно, свободны от всех искушений плоти, бесы пали исключительно по обдуманному и окончательному определению своей воли, по чистому влечению к злу. Их выбор определялся только их желанием и ничем больше. Кроме того, они пали именно дерзким мятежом против самого Бога, ожесточенным и упорным.
  2. Бесы бесплотны, поэтому лишены возможности покаяться. По словам прп. Иоанна Дамаскина, «человек получил раскаяние по причине немощи тела». Также он указывает на то, что «чем именно служит для людей смерть, этим для Ангелов служит падение. Ибо после падения для них невозможно покаяние, подобно тому, как и для людей, оно невозможно после смерти».

Хотя, по мнению свт. Димитрия Ростовского, диавол, в отличие от человека, был лишен шанса на покаяние в силу своих высоких дарований и качеств, а также отсутствия внешнего искушения ко греху, свт. Василий Великий допускал возможность такого шанса, но только до тех пор, пока лукавый не погубил человека: «Может быть, что до сотворения чело­века и для диавола оставалось еще какое-нибудь место покаянию. И эта гордыня, как ни застарела была болезнь, могла однако восстановить себя в первобытное состояние, позаботившись увраче­вать в себе болезнь покаянием. Но как скоро явились и устроение мира, и насаждение рая, и человек в раю, и заповедь Божия, и зависть диавола, и убиение возвеличенного, с тех пор заключено для диавола и место покаянию. Ибо, если Исав, продав первородство, не нашел места покаянию, то остается ли ка­кое место покаянию для того, кто умертвил первозданного чело­века и через него внес смерть? Говорят же, что пятно, сде­ланное на одежде человеческой кровью из раны, никак не может быть отмыто, но вместе с одеждой состаревается изменение цвета, произведенное кровью. Посему и диаволу невозможно изгладить с себя кровавое пятно и стать чистым».

Учение о невозможности покаяния и восстановления для бесов в их нынешнем положении, является догматическим и основанным на Слове Божием: «Поскольку же они осуждены навечно, они никогда не смогут стать причастниками Божественной благодати, как сказано: „Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его” (Мф.25:41)» (Православное исповедание. Ч. 1, вопр. 21). Падшие ангелы соблюдаются Богом «в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (Иуд.1:6).

Деятельность падших духов в мире людей

Падшие духи стремятся к распространению своего царства в этом мире и к тому, чтобы погубить максимальное количество людей. Они борются за осуществление своих целей, как на общественном, так и на индивидуальном уровне.

Примерами деятельности бесов служат искушение прародителей и установление духовной власти над государствами. Сатана сам говорит, что власть над земными царствами принадлежит ему (Мф.4:8–9). Хотя он и преувеличивает, тем не менее, его власть значительна, потому как Господь назвал его «князем мира сего» (Ин.12:31). Язычество является одним из самых могущественных средств распространения царства диавола. Бесовское влияние в нашем мире проявляется через различные сатанинские учения, оккультизм, ереси, расколы и другие разнообразные искажения Божественного Откровения, попытки одолеть Церковь Христову. Падшие духи противодействуют распространению Евангелия (Мф.13:19). Особенно же царство диавола усилится при конце мира, когда сатана будет освобожден из своей темницы (Откр.20:7).

Помимо попыток реализации глобальных планов, падшие духи воздействуют и на каждого человека индивидуально. До крещения каждый человек находится в их власти. После принятия крещения и вступления в Православную Церковь человек получает возможность освободиться от власти злых духов, при условии, что он будет непрерывно вести противостояние им (Еф.6:12). Бесовское воздействие на человека многообразно. Бесы могут воздействовать на душу человека, например, ослепляя ум и делая его неспособным видеть и воспринимать истину. Могут воздействовать на волю, возбуждая порочные желания; на чувства, вызывая в человеке недобрые чувства. Бесы особенно любят внушать человеку дурные мысли, так, чтобы они представлялись порожденными сознанием самого человека. Злые духи могут иметь воздействие и на человеческое тело, что может служить причиной болезней и различных расстройств (см.: Мф.9:32;9:28; Лк.13:11–16). Нечистые духи способны и на физическое насилие (см.: Деян.19:16). Они могут иметь воздействие и на внешнее благополучие людей, как это было, например, с многострадальным Иовом. Вместе с тем, демоны также готовы наоборот, дать человеку временные блага (например, «исцелить» болезнь или материально обогатить) в обмен на власть над его душой. Поэтому Церковь предостерегает от всякого обращения к силам зла, независимо от того, в какой тяжелой жизненной ситуации человек или его близкие находятся в данный момент.

Обычно злые духи действуют незаметно для человека, однако они могут искушать людей, представая перед ними в чувственных образах. Так, искушая прародителей, сатана действовал в образе змея (по другой версии: вещал через змея). Бесы неоднократно искушали подвижников, являясь им в визуальных формах, о чем есть масса свидетельств в житийной литературе и различных патериках. Одним из способов бесовского обольщения, по словам свт. Иоанна Златоуста, является вера в блуждающих привидений. Апостол Павел свидетельствует, что сатана «принимает вид Ангела света» (2Кор.11:14), так что зло может действовать обманом под видом добра. См. прелесть духовная.

Наиболее явно для окружающих влияние бесов на человека выражается в бесновании (одержимости). Беснование подразумевает сильнейшую степень пленения человека демоном. В этом случае демон может использовать различные способности своей жертвы, в том числе речь.

Одержимость может быть выражена до чрезвычайности сильно, как это было, например, с гадаринскими бесноватыми, которые не владели собой (см.: Мф.8). Но она может иметь и более легкую форму, характеризуемую периодическими припадками, как это было с бесноватым отроком, которому не могли помочь ученики Спасителя (см.: Мф.17). В некоторых тяжелых случаях для изгнания из человека злого духа может потребоваться чин экзорцизма, совершаемый священником по благословению архиерея. При этом нужно понимать, что само по себе состояние беснования не является признаком будущего осуждения человека на вечные муки.

При всем этом, христианину важно понимать, что, согласно церковному учению, «демоны не могут применять какое-либо насилие ни к одному человеку или другому существу, если им не попущено Богом, как свидетельствует Писание: «Бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите» (Мф.8:31-32). Также каждому следует знать и то, что они не могут заставить человека согрешить, а только обольщают его искушением; потому что человек наделен свободной волей, и его свободе даже Сам Бог не делает какого-либо насилия или принуждения» (Православное исповедание, Ч. 1, вопрос 21). Отсюда следует важный вывод, который прп. Анастасий Синаит излагает так: «Диавол никого не понуждает, но только тайно засевает [в нас] семена [зла]. Порочный же навык понуждает человека [ко злу и делает] так, что он становится все более и более лукавым и [даже в своей греховности] более сильным, чем [сам] диавол. Поэтому следует [все грехи] вменять в вину самому себе».

Как противостоять бесовским искушениям и козням?

Верующие в Господа Иисуса Христа имеют особые средства для того, чтобы противостоять искушениям – это пост и молитва: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк.9:29). Могущественным средством против злых духов является призывание имени Иисуса Христа. Сам Господь сказал, что Его именем «будут изгонять бесов» (Мк.16:17). Необходимыми средствами здесь являются духовное бодрствование и трезвение (см.: 1Пет.5:8).

Прп. Макарию Великому диавол сам признавался: «Я терплю от тебя великую скорбь, потому что не могу победить тебя, у тебя есть оружие, которым ты отражаешь меня, это – твое смирение».

Из аскетической литературы известны и многие другие способы борьбы с бесами: это почитание Животворящего Креста и употребление крестного знамения, участие в церковных таинствах, использование святой воды и других священных предметов и священнодействий. Так, святому Иоанну Вострскому бесы признавались, что более всего боятся святого креста, святой воды (или таинства Крещения) и особенно достойного причащения Тела и Крови Христовых. Авва Маркелл, чьи слова передает блж. Иоанн Мосх в «Луге духовном», говорил своим слушателям: «Поверьте мне, чада, ничто так не возмущает, не беспокоит, не раздражает, не уязвляет, не уничтожает, не оскорбляет и не вооружает против нас демонов и самого виновника зла сатану, как постоянное упражнение в псалмопении. Все священное Писание полезно и чтение его немало причиняет неприятности демону, но ничто столь не сокрушает его, как Псалтирь. Подобно тому, как среди народа – если одна часть его прославляет царя, другая не оскорбляется этим, не вооружается против прославляющих и только, подвергшись оскорблениям, возмущается и поднимется против них, так и демоны: они не столько огорчаются и возмущаются чтением св. Писания, как пением псалмов. Упражняясь в псалмопении, мы с одной стороны возносим молитву Богу, с другой – проклинаем диавола».

Вообще, для того чтобы быть недоступным действию злых сил, надо жить настоящей христианской жизнью, регулярно исповедоваться, причащаться Святых Христовых Таин и стараться исполнять заповеди Божии.

Говоря о духовной брани с диаволом, свт. Иоанн Златоуст советует: «Нам нужны щит веры, шлем спасения и меч духовный, чтобы не только не потерпеть нам зла, но, если диавол захочет напасть на нас, отсечь ему голову; нам нужны непрестанные молитвы, чтобы попрать его ногами. Диавол бесстыден и нагл; к тому же нападает снизу, однако, и таким способом побеждает. А причина этого та, что мы сами не стараемся оказаться выше его ударов: ведь он не может подняться высоко, но пресмыкается по земле, и потому змей есть его образ. А если Бог такое указал ему место в начале, тем более таков он ныне. Если же ты не знаешь, что значит нападать снизу, я попытаюсь объяснить тебе способ такой борьбы. Итак, что значит нападать снизу? Одолевать посредством земных вещей, посредством удовольствий, богатства и всего житейского. Потому, если диавол увидит, что кто-нибудь парит к небу, то, во-первых, он не может наскочить на него, а во-вторых, если и решается, то быстро сам упадет: ведь он не имеет ног – не бойся, не имеет и крыльев – не страшись, он ползает только по земле и пресмыкается среди земных дел. Пусть же у тебя не будет ничего общего с землей, тогда тебе не потребуется и труда. Диавол не умеет сражаться открыто, но, как змей, скрывается в терниях, часто таясь в прелести богатства. Если ты посечешь это терние, то он, тотчас придя в робость, убежит, а если ты умеешь заговорить его божественными заклинаниями, то тотчас ранишь его. Есть у нас духовные заклинания – имя Господа нашего Иисуса Христа и сила Креста. Это заклинание не только изгоняет дракона из его логовища и ввергает в огонь, но даже исцеляет раны».

Знают ли бесы наши мысли, а также будущее?

Отвечая на этот вопрос, прп. Исидор Пелусиот говорит, что «диавол не знает того, что у нас в мыслях, потому что это исключительно принадлежит одной силе Божией, но по телесным движениям уловляет он думы. Увидит ли, например, что иной пытливо смотрит и насыщает глаза чуждыми красотами? Воспользовавшись его устроением, тотчас возбуждает такого человека к прелюбодеянию. Увидит ли одолеваемого чревоугодием? Тотчас живо представит ему страсти, порождаемые чревоугодием и доставляет служащее к приведению намерения своего в действие. Поощряет к разбою и неправедному приобретению». Прп. Иоанн Лествичник также пишет, что бесы не знают наших помыслов: «Не удивляйся тому, что бесы тайным образом влагают нам часто и добрые помышления, а потом противоречат им другими помыслами. Сии враги наши намерены только убедить нас этою хитростию, что они знают и сердечные наши помышления».

Относительно же знания будущего прп. Иоанн Дамаскин сообщает, что его «не знают ни Ангелы Божии, ни демоны; однако они предсказывают: Ангелы, когда Бог открывает им и повелевает предсказывать; почему то, что они говорят, сбывается. Предсказывают же и демоны: иногда, потому что видят то, что происходит вдали, иногда же потому, что догадываются; почему они часто и лгут, и им не должно верить, даже если они много раз и говорят истину таким способом, о каком мы сказали. Знают же они и Писания». Свт. Игнатий (Брянчанинов) добавляет к этому то, что иногда «они могут предвозвестить событие, которое уже предназначено в мире духов, но между человеками не приведено еще в исполнение: так прежде, нежели постигли праведного Иова искушения, попущение этих искушений уже было решено в совете Божием и было известно падшим духам (Иов.1); так решена была на суде Божием, известна святым небесным силам и отверженным ангелам, передана к исполнению духу лукавому погибель в сражении царя израильского Ахава, прежде нежели царь выступил в поход (3Цар.22:19–23); так предсказал диавол святому Иоанну, архиепископу Новгородскому, искушение, которое впоследствии навел на него».

Могут ли бесы творить настоящие чудеса?

На основании Священного Писания и учения святых отцов можно твердо говорить, что бесы не способны творить настоящие чудеса, которые совершает Господь и Его святые, используя божественную силу. Так, свт. Кирилл Иерусалимский замечает об антихристе: «Будучи отец лжи, он посредством ложных действий будет обольщать воображение, так что народу представится, будто видит воскрешенного мертвеца, между тем как он не воскрешен, будет видеть хромых ходящих и слепых прозираюших, тогда как не было исцеления». Они не могут творить чудеса (в правильном понимании этого термина) даже по попущению Божию, так как попущение предполагает, что Бог не препятствует какому-либо разумному существу так или иначе употреблять свои естественные силы и способности, которые у бесов, как тварных существ, ограничены.

Итак, те места Св. Писания, где представляется, что бесы или их служители якобы творят настоящие чудеса, нужно понимать либо как прямое обольщение с их стороны, либо как совершенные при посредстве высших, тайных для нас сил духовной и вещественной природы, то есть естественные явления, лишь кажущиеся необыкновенными для людей.

Почему Бог попускает бесам искушать праведников?

Не имея возможности культивировать зло в Царстве Небесном, бесы множат его среди людей. Так как Бог Сам одарил их свободой выбора, Он попускает им действовать в соответствии с этой свободой. Хотя Бог и не благоволит ко грехам, однако попускает бесам грешить. Между тем, это не значит, будто бесы вольны злодействовать столько, сколько им позволяют их естественные силы. Господь ограничивает их злую деятельность, соизмеряя это ограничение с целями Высшего Промысла. Ярким примером такого рода ограничений во времена Ветхого Завета служила история с Иовом (Иов.1:12), а с наступлением новой эпохи Сам Христос продемонстрировал множество случаев укрощения бесов, изгнания их из людей.

Помимо названной, есть ещё одна важная причина, по которой Господь дозволяет демонам сеять соблазны среди людей. Как Премудрый Владыка и Промыслитель, Он и злые дела обращает к добрым последствиям. Сокрушив ад и создав Церковь, Господь наделил её всеми необходимыми средствами для борьбы человека с властью греха, в том числе с греховными искушениями, навязываемыми бесами. В рамках невидимой брани с лукавыми ангелами подвижники укрепляются духом, закаляют свою волю, опытно осознают опасность и мерзость греха, ценность добра, наконец, удостаиваются за свои подвиги венцов славы. Прп. Анастасий Синаит выражает это так: «Если не появляется враг, то и не проявляются испытанные воины и [подлинные] друзья царя; если нет сражения и борьбы, то нет и победы и не раздаются [победителям] венки и награды».

Лишь те люди, которые игнорируют Божьи заповеди, или те, кто стремятся бороться с демонскими ухищрениями самостоятельно, не прибегая должным образом к Богу, к содействию Его Церкви, к помощи святых, могут подпасть под их злое влияние настолько, что в итоге будут подвергнуты той же участи, что и их искусители, падшие духи. Они сами лишат себя вечной славы, вечной награды, вечного блаженства.

Цитаты о бесах

«Кто верит бесу, для тех он часто бывает пророком, а кто презирает его, пред теми всегда оказывается лжецом».
преподобный Иоанн Лествичник

«Гордый монах не имеет нужды в бесе; он сам сделался для себя бесом и супостатом».
преподобный Иоанн Лествичник

«Бес славил Спасителя, а Спаситель сказал ему: замолчи и выйди (Мк.1:25). Бесы никогда ничего не говорят и не делают с доброй целью, всегда у них что-нибудь злое в виду. Так было и здесь. Господь, не обличая козней их, одним словом решил: замолчи и выйди. Не хотел Он долго вести речи с лукавым духом. Тут нам урок. Как только что хорошенькое удастся кому сделать, тотчас подседает бес и начинает трубить в уши: ты такой и такой. Не слушай и не входи в разговор с этим льстецом, а сразу, наотрез, скажи: замолчи и выйди; и след его провей воздыханием и самоукорением, и место его окади сокрушенной молитвой. Он хочет породить самомнение и самодовольство и из них потом раздуть самовосхваление и тщеславие...».
свт. Феофан Затворник

«Бес приседит каждому греху, тогда духовно соединяется с нами».
преподобный Макарий Великий

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka