Реальны ли бесы?

Источник

Содержание

Библия о противнике нашем диаволе Бесопаника Материализм Материализм и «научные объяснения» духовных явлений Ложные ожидания В чем опасность неверия в бесов?  

 

Недавно мне попался очередной текст верующего православного человека, который ставил под вопрос существование бесов – мол, под злыми духами надо понимать образное изображение наших злых наклонностей. Что же, среди либеральных христиан Запада отрицание реальности падших духов – довольно обычное дело, было бы странно, если бы эта тенденция совсем не проникала к нам.

Нам стоит рассмотреть в чем ее причины – и почему она ошибочна. У сомнений в реальности дьявола и бесов можно выделить три основные причины: отвращение к суевериям, материализм (не всегда осознаваемый), и ошибочные представления о том, как бесы должны себя проявлять. Но прежде всего, напомним, что о бесах говорит наша вера.

Библия о противнике нашем диаволе

Согласно Священному Писанию, Бог сотворил ангелов – разумных и свободных личностных духов. Часть этих духов во главе с тем, кого называют диаволом (это греческое слово означает «клеветник») и сатаной ( «противник» по-древнееврейски) восстала против Бога и сделалась бесами – злыми духами, которые стали противодействовать воле Божьей, а со времен создания человека стали стремиться разрушить его отношения с Богом.

Диавол и бесы, конечно же, не находятся в центре нашей веры – в этом центре находится Христос – но они упоминаются в Писании, в том числе в словах самого Господа Иисуса слишком часто, чтобы счесть их незначительной и необязательной деталью в библейском откровении.

Начиная со змия, который соблазняет прародителей (Быт.3) и кончая «великим драконом, древним змием, называемым диаволом и сатаною, обольщающим всю вселенную» (Откр.12:9), Священное Писание настойчиво предупреждает нас о реальности духовных сил зла.

Зло – не слепая стихия; за ним стоят могущественные, злые, хитрые силы, у которых есть намерения и замыслы (например, 2Кор.2:11). Христиане призваны к постоянной борьбе с «кознями дьявольскими» (например, Еф.6:11)

Дьявол может вкладывать в сознание людей мысль совершить тот или иной грех – например, именно он вложил Иуде мысль предать Спасителя (Иоан.13:2). При этом человек может отвергнуть внушения диавола, и виновен, если этого не делает (например, Деян.5:3)

Библейское откровение, таким образом, не оставляет никаких сомнений в реальности бесов; это учение не является ни неясным, ни двусмысленным. Почему же люди в нем сомневаются?

Бесопаника

Первая причина – чувство неловкости, стыда и отвращения, которое может вызвать иногда возникающий в церковной среде «бесоцентризм», преувеличенный и нездоровый интерес к демоническому, когда люди вместо того, чтобы знать о наличии пропасти и держаться от нее подальше, стоят на краю и напряженно в нее вглядываются. Как говорил К.С.Льюис, «Есть два равносильных и противоположных заблуждения относительно бесов. Одни не верят в них, другие верят и питают к ним ненужный и нездоровый интерес. Сами бесы рады обеим ошибкам и с одинаковым восторгом приветствуют и материалиста, и любителя черной магии».

Мне самому доводилось сталкиваться (еще вскоре после моего обращения, в 90-тые годы) с брошюрами, в которых практически все неприятности объявлялись происками бесов – а отражать эти происки предполагалось чисто инструментальным использованием церковных священнодействий. Которые, в этой картине мира, превращались из средства общения с Богом в средства оккультной обороны.

На бесов при этом возлагались и важные педагогические функции – веди себя хорошо, а то тебя утащат демоны.

Все это производило впечатление какого-то унылого, темного язычества – когда бедные, перепуганные люди бормочут заклинания против обложивших их со всех сторон злых духов.

Соблазн объявить бесов просто плодом человеческого воображения, попыткой людей как-то представить в понятном виде и поставить под контроль темные глубины собственной психики, тут понятен. Как понятно и желание переистолковать все библейские свидетельства о бесах – мол, Христос разговаривал с людьми на их языке, иначе бы они не поняли.

Но на уровне логики паника относительно бесов, в которую могут впадать плохо наставленные в вере люди, никак не говорит о том, что бесов нет. Люди могут впадать в невротические страхи относительно микробов (особенно сейчас), протирать все поверхности декалитрами спирта, и вообще всячески паниковать – но это не значит, что микробов не существует.

Более того, мы знаем, что один из риторических приемов, который часто используется в сети – это доведение позиции оппонента до абсурда. «Алкоголь яд, вы говорите? Срочно запретите кефир, он тоже содержит алкоголь, ха-ха!» Бесопаника может быть эффективным инструментом самих бесов – пока одни христиане, вместо того, чтобы служить Господу, погружены в страхи относительно бесов – «они везде! они в шкафу! они под кроватью!» – другие начинают сомневаться в том, что духовная брань, о которой говорит Писание и Предание, вообще имеет место; враг же в обоих случаях оказывается в выигрыше.

Материализм

Вторая причина, по которой люди склонны отрицать реальность падших духов – материализм, мировоззрение, отрицающее духовную реальность как таковую, и сводящее любые духовные явления, добрые или злые, к химии мозга. Иногда даже люди, которые не разделяют материалистического мировоззрения на сознательном уровне, подхватывают материалистические предрассудки буквально из воздуха, не задумываясь. О материализме нам стоит сказать несколько слов.

Это мировоззрение, в котором единственной реальностью является материя, которая вечно обращается по неизменным законам природы. Его еще могут называть «натурализмом» – реальность сводится к природе как закрытой системе причинно-следственных связей. Эта система закрыта в том смысле, что никакое вмешательство из-за ее пределов невозможно – любое событие в объясняется предыдущими состояниями системы и неизменными законами природы. Все должно иметь «научное» – то есть находящееся в рамках законов природы – объяснение. Ничего «сверхъественного» – то есть выходящего за рамки этой системы – не существует; все сообщения о нем должны быть объяснены, в конечном итоге, естественными причинами.

Материализм очень популярен – а не так давно в нашей стране (и ряде других стран) был государственной идеологией. Но как только мы присмотримся к нему, мы обнаружим ряд непреодолимых проблем. Ближайший сверхъестественный феномен, который не укладывается в рамки материализма – это ваше собственное сознание.

Вы читаете этот текст, потому что приняли такое решение – вы проявили свою свободную волю. Но если материализм верен, никакой свободной воли у вас быть не может – все ваши акты мышления и произволения полностью определяются состоянием материи в коре вашего головного мозга, а это состояние материи – неизменными законами природы, которые ни в коем случае не могут быть нарушены.

Материалисты (Ричард Докинз, Стивен Хокинг, Сэм Харрис и другие) прямо говорят о том, что наша свободная воля – это иллюзия. Но если у нас нет свободной воли, как мы могли бы рассмотреть их доводы и сделаться материалистами? Ведь для этого нам понадобилось бы совершить ряд актов свободной воли, которой, если материализм верен, у нас просто не может быть. Мы бы опровергли материализм самим актом его принятия.

Другая проблема – это то, что австрийский философ Франц Брентано назвал «интенциональностью» сознания, то есть его «обращенностью» на какой-то предмет, «очемтостью». Мы о чем-то думаем, чего-то боимся, на что-то надеемся – наше сознание выбирает из всех возможным предметов одни, а другие оставляет за кадром, совершает субъективный выбор. Этим свойством «обращенности» или «очемтости» не обладает материя как таковая – независимо от ее сложноорганизованности. Это еще одна причина, по которой сознание невозможно свести к материи.

Третья проблема материализма – «квалиа», субъективные переживания, которые в принципе не могут быть описаны на языке материализма. Например, холод. Представим себе ученого, который живет на экваторе и никогда не испытывал холода. Но как ученый, он знает о холоде все – как холод воздействует на различные материалы и на человеческий организм, что делать, чтобы защитить людей от переохлаждения, и т.д. – все, что можно знать о холоде с точки зрения науки, ему известно. Но знает ли он ощущение холода? Если он сядет в самолет и прибудет в Москву в холодный зимний день, и переживет холод лично, узнает ли он нечто новое? Определенно, да. Это личное, субъективное переживание холода не может быть описано на языке материализма – что еще раз указывает нам на неадекватность этой философской системы.

Таким образом, отрицание реальности духовного мира в этом случае связано с явно ошибочной философией.

Материализм и «научные объяснения» духовных явлений

С материализмом – осознаваемым или нет – связан часто выдвигаемый довод: «раньше люди считали душевные расстройства проявлением демонической активности; но теперь мы поняли, что это нарушения в работе мозга, причем нередко состояние больных можно значительно облегчить правильно подобранными лекарствами». Человека, которого во времена Иисуса считали одержимым бесами, в наши дни сочли бы страдающим эпилепсией – и прописали бы ему соответствующее лечение.

Страшные голоса и видения нередко отступают под влиянием регулярного приема медицинских препаратов. Хотя врачи и не берутся полностью излечить шизофрению, они могут существенно улучшить состояние больного – и это выдающееся достижение науки указывает на то, что проблемы, которые наши предки приписали бы злым духам, носят вполне материальный характер.

В чем здесь ошибка? Вне всяких сомнений, люди с психиатрическими симптомами должны прибегать к помощи психиатров – причем я знаю врачей этой специализации, которые являются верующими православными людьми.

Но это никак не отрицает духовной стороны проблемы. Как-то я слышал, что алкоголизм – это социальная, физиологическая, психологическая и духовная болезнь. Важно отметить – не «или», а «и».

Почему человек является алкоголиком? Потому что он живет в депрессивном районе, где нет никаких профессиональных перспектив, а единственное развлечение – напиться? И поэтому тоже, в более благополучных районах люди пьют меньше. Это социальные причины.

Потому что особенности обмена веществ делают его более уязвимым для формирования химической зависимости? И это тоже. Это физиологическая сторона проблемы.

Потому что какие-то горькие события в его жизни до сих пор являются источником внутренней боли, которую он пытается залить алкоголем? И это тоже. У его пьянства могут быть психологические причины.

Потому что он грешит и принимает неправильные решения, которые делают его уязвимыми для духовных сил зла? Это тоже важный фактор – статистически, отсутствие духовных интересов это существенный фактор риска, а вот вера помогает человеку избежать этой западни, а, если он уже в нее впал, является незаменимым фактором выздоровления.

Все эти объяснения не исключают, а дополняют друг друга. И помощь человеку может быть оказана на каждом из этих уровней – и может оказаться эффективной.

Психиатрическая и духовная помощь не конфликтуют между собой – медицинские препараты никак не заменяют молитвы и Таинств, молитвы никак не оправдывают пренебрежения доступной медицинской помощью.

То, что духовная жизнь и общение с Церковью помогают человеку справиться с психиатрическими проблемами – факт, который широко признан медицинскими профессионалами. Поэтому современная медицина, помогая человеку на своем уровне, никак не опровергает духовной реальности.

Ложные ожидания

Третья причина, по которой люди сомневаются в реальности бесов – они полагают, что бесы должны проявлять себя определенным образом, что их деятельность можно выявить научно – при помощи наблюдений и экспериментов. У людей есть определенные ожидания в отношении бесов – которые должны проявлять себя определенным образом. Когда они себя так не проявляют, это становится причиной для сомнения в их существовании.

Ожидания эти – осознанные или не вполне – связаны отчасти с фольклором, отчасти с голливудом, отчасти с притязаниями людей, претендующих на контакт со сверхъественными силами.

Например, экстрасенсы претендуют на то, что обладают необычными способностями – они, якобы, могут узнавать сокрытые от других тайны, исцелять больных или прекращать полосу невезения в жизни клиента – за существенные деньги.

Христиане могут полагать, что такого рода способности обеспечиваются бесами. Между тем многие «экстрасенсы» явно переоценивают свои «экстрасенсорные» возможности.

Любые попытки побудить экстрасенсов продемонстрировать их «сверхспособности» в контролируемых лабораторных условиях заканчиваются провалом. Журналистские расследования (например, замечательный фильм Бориса Соболева «Идущие к черту») тоже не выявляют ничего сверхъественного, а только наглое, бессовестное жульничество и фокусничество.

Многими это видится как причина отрицать реальность бесов – мол, их не видно даже там, где им более всего полагается быть, в среде оккультистов. Сюда можно добавить и то соображение, что если бы черная магия работала, она давно была бы предметом гонки вооружений – и державы состязались бы не в строительстве ракет и танков, а в сочинении все более убойных заклинаний, способных навести сглаз и порчу на вооруженные силы противника.

Люди нередко предполагают, что главным занятием бесов является производство красочных спецэффектов для нагнания на зрителей характерной сладкой жути, за которой люди и ходят на фильмы ужасов. Эти спецэффекты не должны оставлять сомнений, что мы столкнулись с демоническими силами.

Что же, бесы, согласно Писанию, могут производить и спецэффекты – когда им это нужно. Они могут и демаскироваться, выступая во вполне узнаваемом виде (подобных примеров немало содержится в аскетической литературе) – но чаще всего, они этого не делают.

Их, в этом отношении, можно сравнить с преступниками-людьми. Вы можете наткнуться на грабителя, который потребует ваш бумажник, угрожая оружием. В этом случае у вас не будет никаких сомнений, что вы имеете дело с преступником. Но гораздо чаще вас атакуют мошенники – которые, например, звонят вам и представляются сотрудниками банка, или присылают фишинговую ссылку, чтобы бы ввели данные вашей банковской карты в форму, которая доставит эти данные жуликам. В этом случае преступники прилагают все усилия, чтобы вы не поняли, с кем вы имеете дело – пока не станет поздно.

В большинстве случаев бесы избегают обнаруживать себя – точно также, как никто не станет звонить вам со словами «Здравствуйте, я мошенник. Не могли бы вы сообщить мне данные вашей карты, чтобы я мог украсть ваши деньги?» Ожидать от бесов, что они станут обнаруживать себя по первому требованию также странно, как ожидать этого от мошенников. Основной инструмент падших духов – обман, обольщение, хитрые козни. Господь называет сатану «отцом лжи» (Иоан.8:44), а Апостол предупреждает, что «сатана принимает вид Ангела света» (2Кор.11:14).

Заметим также, что деятельность бесов ограничивает Господь, а в сочинениях ряда отцов Церкви подчеркивается, что обычно Он не попускает бесам терроризировать немощных людей, являясь в их обычном – невыносимо ужасном и омерзительном – виде.

Бесы преследуют совершенно определенные цели – вовлечь людей в грех и погубить – и их конкретные действия подчинены именно этой задаче. Если для этого необходимо наделить человека необычными способностями – например, сообщать ему что-то, что он не мог бы знать ественным путем – бесы это сделают. Но, если тех же оккультных мошенников можно сделать в высшей степени безбожными и бессовестными людьми, которые вымогают последнее у психологически уязвимых бедолаг, и не наделяя жуликов никакими сверхспособностями – бесов это отлично устроит. Явный признак бесовского влияния – ожесточенная бессовестность, а вовсе не спецэффекты.

Разумеется, конкретные приемы падших духов будут отличаться в зависимости от культуры, привычек, представлений, личной ситуации людей, которых они ищут ввергнуть в погибель.

Но в наши дни они, скорее всего, будут избегать себя обнаруживать – по понятным причинам. Нередко люди, столкнувшись с демонической активностью, пугаются и, в покаянии обращаются к Богу – а это именно то, чего бесы всеми силами хотели бы избежать.

Бесы совершенно не обязаны одинаково проявлять себя в первом веке, и в двадцать первом, в европейском мегаполисе – и в африканской деревне. Они – личностные разумные духи, а не природное явление.

В чем опасность неверия в бесов?

Прежде всего в том, что в этом случае мы отвергаем постоянное и настойчивое учение Священного Писания и Предания Церкви. Причем мы делаем это ради материалистических представлений, принятых в нашей культуре, истинность которых мы напрасно не подвергаем проверке. Между тем, современная наука не опровергает реальности бесов и не подтверждает ее – они, будучи личностными духами, вообще находятся вне сферы ее рассмотрения. То, что мы узнали о мире с I века никак не опровергло реальность падших духов – напротив, исторический опыт показывает реальность «великого дракона, древнего змия, называемого диаволом и сатаною, обольщающего всю вселенную» (Откр.12:9)

В ХХ веке сотни миллионов людей, целые народы – включая наш – становились жертвами идеологического обольщения, к великим бедствиям для себя самих и всего мира. Причем это происходило на фоне общего упадка веры в сверхъестественное и торжества представлений, которые, по крайней мере, на тот момент, считались «научными».

Либеральный богослов Рудольф Бультман писал о том, что «современный человек не может больше верить в библейский мир духов и чудес» – но поразительная ирония ситуации состояла в том, что в это самое время одни миллионы «современных людей» верили в «научно установленное» превосходство «арийской расы», а другие миллионы – в столь же «научно несомненное» грядущее торжество коммунизма во всемирном масштабе.

Неспособность опознать тоталитарные идеологии именно как бесовское обольщение, которым они несомненно являлись, сыграла с людьми дурную шутку. Нечто подобное мы видим и сейчас – с ростом в ведущих западных странах ЛГБТ-идеологии. Люди, которые полагают себя слишком просвещенными и рациональными для того, чтобы признавать реальность падших духов, верят в возможность переделать мальчика в девочку (и наоборот) при помощи гормонов и калечащих операций, в то, что мужчина может быть беременным, а браки могут быть однополыми – и в то, что тех, кто не разделяет их представлений, следует преследовать по закону. Чем меньше вы верите в бесов, тем больше вы уязвимы для их обмана.

Это понятно – если вы не верите в реальность мошенников, вы будете для них легкой добычей. Когда вы предупреждены – в мире действуют силы обмана и обольщения, за которыми стоят не только люди, но и кто-то намного хуже людей – вы вооружены.

Как говорит Апостол, «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф.6:11–17)


Источник: Худиев С.Л. Реальны ли бесы? [Электронный ресурс] // Азбука веры. 20.12.2020.

Комментарии для сайта Cackle