Созна́ние –
1) способность разумно-свободных существ осмысленно воспринимать действительность, воспроизводить в разуме образ действительности;
2) высшая форма отображения действительности;
3) совокупность устойчивых взглядов, воззрений на действительность;
4) то же, что осознание; понимание.
В чём состоит отличие между сознанием вообще и христианским сознанием?
Будучи разумным, человек обладает способностью отличать себя от других, сознавать себя самого, своё место в мире, мысли и действия.
Эта способность присуща всем людям. Она обнаруживается в раннем детстве, а затем развивается по мере взросления.
Но человек – существо не только разумное, а и нравственное. Это значит, что, как для личности, для него недостаточно сознавать себя самостоятельным субъектом, сознавать своё «я».
Для полноценного развития, совершенствования, самосовершенствования человек должен осознавать, в чём состоит смысл его бытия, в чём заключается его высшая цель и предназначение.
Как существо нравственное человек обладает способностью отличать нравственные действия от безнравственных, сознавать личную ответственность за свои мысли, желания, слова и поступки.
Приобщаясь ко Христу и Его Церкви, человек накладывает на себя дополнительные нравственные обязательства. В частности – отрекается от сатаны и его ангелов, обязуется хранить верность Христу.
Стало быть, в отличие от простого нравственного сознания христианское прежде всего характеризуется тем, что его обладатель сознает себя сыном Божьим по благодатному усыновлению, добровольным рабом во Христе (Иак.1:1), (2Пет.1:1), стремящимся жить по Его заповедям, действовать как бы от Его имени, ради Него (Гал.2:20) (см.: Рабство Богу).
Христианское сознание подразумевает точное знание человеком цели своей земной жизни – избавление от грехов, единение с ближними, уподобление Богу, наследование Царства Славы.
Тогда как естественное личностное сознание развивается по мере взросления человека, христианское – по мере возрастания возрастом духовным.
В случае допущения верующим послабления в исполнении норм христианской морали и этики утрачивается христианский характер его самосознания, однако не безвозвратно.
Спасительным средством в этом отношении служит молитва и покаяние, обращение на христианский путь, восстановление участия в общецерковной жизни.
Литература по теме
- Смогу ли я убить «Я»? или Где живет cознание М.И. Хасьминский
- Метаморфоз (Преображение) А.С. Позов (Позидис)
- Развитие и формирование личности архим. Платон (Игумнов)
- Что такое я сам? проф. Б.П. Вышеславцев
- О сознании секулярном и церковном свящ. Алексий Тимаков
- Условия воспитания сознания в человеческих обществах Н.Г. Городенский
- Значение религии в деле воспитания нравственного сознания на низших ступенях общественной жизни Н.Г. Городенский
- Влияние средств массовой информации на сознание людей А. Тенсин
Комментировать