- Этимология слова смирение
- Категории смирения
- Как смириться?
- Должен ли смиренный человек отрицать в себе физические, душевные и духовные дарования?
- Не ведет ли смирение к постоянному чувству вины и депрессии?
- Быть смиренным – это быть пассивным перед жизненными проблемами?
- Смирение в деле спасения человечества Богом
- Почему смирение почитается одной из главных христианских добродетелей?
- Цитаты о смирении
Смире́ние –
1) христианская добродетель, противоположность гордости; то же, что смиренномудрие;
2) сознательное самоуничижение с целью борьбы с тщеславием и гордостью (пример: Христа ради юродивые);
3) послушность, покорность, проявляемая в отношении кого-либо (напр. духовника).
Этимология слова смирение
Происходит от глагола смирить, из др.-русск. съмѣрити «умерить, смягчить, подавить», из мѣра «мера», далее из праслав. *měra, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск., ст.-слав. мѣра (др.-греч. μέτρον), русск. мера; восходит к праиндоевропейскому «мерить».
Таким образом, мы можем говорить о смирении, и как о знании своей меры. Современное написание слова через «и» возникло в результате народно-этимологического сближения со словом «мир» и отражает убеждение в том, что смиренный человек всегда пребывает в мире с Богом, самим собой и другими людьми.
В отличие от славянского слова «смерение», изменившегося в «смирение», этимология которого первоначально имела отправной точкой «меру», а впоследствии «мир», соответствующее греческое слово имеет иную историю.
В греческом языке слово смирение (ταπείνωσις) происходит от прилагательного ταπεινός, изначально имевшего значения «низко расположенный; низкий, невысокий», откуда переносное знач. «малый, незначительный» и далее – «покорный, послушный» (не по своей воле). До христианской эпохи это слово (как и существ. ταπείνωσις) имело выраженно негативный характер вплоть до значений «угнетённый; раболепный; жалкий», хотя встречается и значение «скромный, почтительный». Можно сказать, что только под влиянием христианского мировоззрения слово ταπεινός приобретает положительную окраску, а существительное ταπείνωσις начинает означать не подавление извне, а добровольное и сознательное «самоумаление, уничижение» (и поступок, и процесс) и, в конечном счёте, приобретаемое с его помощью постоянное личное качество и добродетель смирения.
Категории смирения
Смирение – это трезвое видение самого себя. Человека, у которого нет смирения, действительно можно сравнить с пьяным. Как тот находится в эйфории, думая, что «море по колено», не видит себя со стороны и поэтому бывает не в состоянии правильно оценить многие трудные ситуации, так и отсутствие смирения приводит к духовной эйфории – человек не видит себя со стороны и не может адекватно оценить ситуацию, в которой он находится по отношению к Богу, людям и самому себе. Разделить смирение на эти три категории можно лишь условно, теоретически, для удобства восприятия, но по сути – это одно качество.
- Смирение по отношению к Богу – это видение своих грехов, надежда только на Божие милосердие, но не на собственные заслуги, любовь к Нему, соединенная с безропотным перенесением жизненных невзгод и трудностей. Смирение – стремление подчинить свою волю святой Божьей воле, воле благой и всесовершенной. Поскольку источником любой добродетели является Бог, то вместе со смирением Он Сам вселяется в душу христианина. Смирение же лишь тогда воцарится в душе, когда в ней «изобразится Христос» (Гал.4:19).
- По отношению к другим людям – отсутствие гнева и раздражения даже на тех, кто, казалось бы, вполне заслуживает этого. Эта искренняя незлобивость основана на том, что Господь любит человека, с которым произошло разногласие, так же, как и тебя, и умении не отождествлять ближнего, как творение Божие, и его грехи.
- Человек, обладающий смирением по отношению к самому себе, не смотрит за недостатками других, так как прекрасно видит собственные. Вся святоотеческая монашеская литература говорит о том, что без смирения не может быть совершено доброе дело, а многие святые говорили, что можно не иметь никакой другой добродетели, кроме смирения, и все равно оказаться рядом с Богом.
Безусловно, то, о чем сказано – это идеал, к которому должен стремиться каждый христианин, а не только монах, иначе жизнь в церкви, а значит – путь к Богу – окажется бесплодным.
В «Лествице добродетелей, возводящих на небо» преподобный Иоанн Лествичник пишет о трёх степенях смирения. 1-я степень состоит в радостном перенесении уничижений, когда душа распростертыми объятьями принимает их, как врачевство. На 2-й степени истребляется всякий гнев. 3-я же степень состоит в совершенном недоверии своим добрым делам и всегдашнем желании научаться.
Как смириться?
Следуя учению православных подвижников, истинное смирение достигается только исполнением евангельских заповедей. «Смирение естественно образуется в душе от деятельности по евангельским заповедям», – учит преподобный авва Дорофей. Но каким образом делание заповедей может привести к смирению? Ведь исполнение заповеди, напротив, может вести человека к чрезмерному удовлетворению собой.
Напомним, что евангельские заповеди бесконечно превышают обыкновенные нравственные нормы, достаточные для человеческого общежития. Они – не человеческое учение, а заповеди совершенно святого Бога. Евангельские заповеди являют собой Божественные требования к человеку, заключающиеся в призыве любить Бога всем умом и сердцем, а ближнего как самого себя (Мк.12:29-31)
Стремясь исполнить Божественные требования, христианский подвижник опытно познает недостаточность своих усилий. По слову св. Игнатия Брянчанинова, он видит, что ежечасно увлекается своими страстями, вопреки своему желанию стремится к действиям, всецело противным заповедям. Стремление исполнить заповеди открывает ему печальное состояние поврежденной грехопадением человеческой природы, обнаруживает его отчуждение от любви к Богу и ближнему. В искренности своего сердца он признает свою греховность, неспособность исполнить предначертанное Богом добро. Саму жизнь свою он рассматривает как непрерывную цепь согрешений и падений, как череду поступков, заслуживающих Божественного наказания.
Видение своих грехов рождает в подвижнике надежду только на Божие милосердие, а не на собственные заслуги. Он опытно испытывает потребность в Божественной помощи, просит у Бога силы для освобождения от власти греха. И Бог дает эту благодатную силу, освобождающую от греховных страстей, водворяющую неизреченный мир в человеческой душе.
Отметим, что слово «мир» является частью корня слова «смирение» совсем не случайно. Посещающая человеческую душу, Божественная благодать дает ей невыразимые словами безмятежность и тишину, ощущение примирения со всеми, которое свойственно Самому Богу. Это есть мир Божий, превосходящий всякий ум, о котором говорит апостол (Флп.4:7). Это есть Божественное смирение и кротость, которым Бог желает научить всех людей (Мф.11:29). Наличие в сердце смирения свидетельствуется глубоким и прочным душевным миром, любовью к Богу и людям, состраданием ко всем, духовной тишиной и радостью, умением слышать и понимать волю Божию.
Смирение является непостижимым и невыразимым, поскольку непостижим и невыразим Сам Бог и Его действия в человеческой душе. Смирение слагается из человеческой немощи и Божественной благодати, восполняющей человеческую немощь. В смирении присутствует действие всемогущего Бога, поэтому смирение всегда исполнено невыразимой и непостижимой духовной силы, преображающей человека и все вокруг.
Под смирением часто имеют в виду смиреннословие – унижение себя напоказ. Такое унижение не есть смирение, но вид страсти тщеславия. Оно есть лицемерие и человекоугодие. Оно признано святыми душевредным.
Должен ли смиренный человек отрицать в себе физические, душевные и духовные дарования?
Нет, такое отрицание не будет показателем смирения. Если красивый человек будет считать себя некрасивым, талантливый – бесталанным – это будет ложью, а не смирением. Смирение не предполагает, что мы хуже других в плане человеческого достоинства или в отношении того доброго, что есть в нас от Бога. Св. Августин предупреждает, что «солгавший по причине смирения и не бывший до этой лжи грешником, становится таковым по причине лжи». Смиренный человек сопоставляет не свои недостатки с недостатками других и не свои достоинства с достоинствами других, а собственные недостатки с дарами Бога в других людях. Это устроение возможно безо лжи, при осознании того, что все, что есть доброго в человеке – то, от Бога. Если мы не приписываем ничего доброго самим себе, то не лжем, а говорим правду, так как Спаситель напоминает нам: «Без меня не можете делать ничего» (Ин.15:5). Это позволяло великому апостолу Павлу говорить о себе так: «Благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1Кор.15:10).
Отличительной чертой смиренного человека является отсутствие зацикленности на себе самом (как крайнее возвышение себя, так и крайнее уничижение, одинаково пагубны), он не будет стремиться к тому, чтобы обращать повышенное внимание на себя. Такого человека будет отличать радость, простота, открытость и большая любовь к другим. Напротив, чем больше человек стремится произвести впечатление смиренного, тем вероятнее, что смирение у него отсутствует.
Не ведет ли смирение к постоянному чувству вины и депрессии?
При правильном понимании смирения, приобретение этой добродетели не ведет человека к губительным состояниям, а наоборот, освобождает от них.
Во-первых, смиренномудрие как дар Божий не является искусственным «накручиванием» себя на греховность, а обнаруживает для человека объективную истину о самом себе. Игумен Петр (Мещеринов) пишет: «Безусловно, христианин должен свои грехи видеть и в них не оправдываться. Но христианство, помимо самоукорения, требует правды и трезвости. Нужно видеть именно свои грехи, а не выдавленную из себя почти патологическую “ко всем грехам причастность”. Если я никого не убил, и мыслей у меня таких не было, если я не угонял самолёты, не брал заложников, не грабил банки и т. д. – я совершенно не должен видеть свою причастность к этим грехам, и убеждать себя в таковой. А если я всё же буду этим заниматься, то я вместо христианства окажусь (в пределе) в психиатрической больнице. […] Видение своего падения – это вовсе не вменение себе в грех того, чего я не делал и не мыслил, не “накручивание” себя на некую “всегреховность”. Как я уже говорил, видеть своё падение – совместное дело человека и Бога: только в свете благодати Святого Духа, пришедшей в душу, человек может увидеть и почувствовать правду о себе и о роде человеческом. И в этом же свете человек начинает точно видеть и свои действительные грехи».
Во-вторых, смирение позволяет человеку освободиться от постоянной фальши, лжи себе и другим, что само по себе позволяет человеку находиться в согласии с Богом и самим собой. Это не препятствует ему ценить те Божьи дары, которые он находит в себе, использовать их на благо и благодарить за них. Христианское смирение не имеет ничего общего с лестью и пресмыкательством перед людьми, напротив, оно освобождает от страха человеческого. Свт. Иоанн Златоуст дает пояснение: «Что такое лесть, низость и пресмыкательство? Сива безвременно льстил Давиду, и оклеветал господина своего; еще более Ахитофел льстил Авессалому (2Цар. 16). Но Давид был не таков, а смиренномудр. Льстецы бывают лукавы. Так, например, волхвы некогда говорили: Царь! вовеки живи! (Дан.2:4). О Павле же в Деяниях Апостольских найдем много такого, когда он, беседуя с иудеями, не льстил, но смиренномудрствовал, потому что умел говорить и с дерзновением. Так, он говорил: Мужи братия! не сделав ничего против народа или отеческих обычаев, я в узах из Иерусалима предан (Деян.28:17). А что слова эти происходили от смиренномудрия, то слушай, как он упрекает их далее, говоря: Хорошо Дух Святой сказал... слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите (Деян.28:26)».
В-третьих, смирение предохраняет человека от чрезмерной печали, вызванной совершенными грехами. Прп. Никодим Святогорец объясняет это: «Погрешают те, которые почитают добродетелью чрезмерную печаль, бывающую у них после учинения греха, не разумея, что это происходит у них от гордости и самомнения, утверждающихся в том, что они слишком много надеются на себя и на силы свои. Ибо, думая о себе, что они суть нечто не малое, они взяли на себя многое, надеясь сами справиться с тем. Видя же теперь из опыта своего падения, что в них нет никакой силы, они изумляются, как встречающие нечто неожиданное, мятутся и малодушествуют, ибо видят падшим и простертым на земле тот самый истукан, т. е. себя самих, на который возлагали все свои чаяния и надежды. Но этого не бывает со смиренным, который на Единого Бога уповает, ничего решительно доброго не чая от себя самого. Посему и когда впадает в какое бы то ни было прегрешение, хотя чувствует тяготу этого и печалится, однако ж не мятется и не колеблется недоумениями, ибо знает, что это случилось с ним от его собственного бессилия, опыт которого в падении для него не неожиданная новость».
Быть смиренным – это быть пассивным перед жизненными проблемами?
Смирение не означает пассивности в любых обстоятельствах. В действительности, христианин, обладающий этой добродетелью, с молитвой делает всё, что от него зависит для решения проблемы, но если все способы исчерпаны и изменение сложившихся обстоятельств не зависит от него никак – смиренно и безропотно принимает волю Божию. Такое отношение позволяет человеку принять ситуацию без лишнего беспокойства и с благодарностью.
Смирение в деле спасения человечества Богом
В рамках святоотеческого богословия Св. Дева отчётливо противопоставляется Еве, а Христос (Новый Адам) – ветхозаветному Адаму. Тогда как прародители, поддавшись искушению гордостью, согрешили, что выразилось в разладе отношений человека с Богом, человека с человеком, самого человека, Св. Дева и Её Сын, проявляя смирение, оказали благотворное влияние на человечество.
По смирению Дева удостоилась миссии стать Матерью Спасителя, по смирению согласилась исполнить эту великую миссию: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1:38). Равно и Её Сын, осуществляя дело Спасения, «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2:8), то есть смиренно принял Крестные Страдания и смерть, имевшие искупительное значение.
Почему смирение почитается одной из главных христианских добродетелей?
Добродетель смирения противостоит гордости, которая стала причиной грехопадения человечества.
Подлинное смирение подразумевает должное отношение христианина к Богу и созданному Им миру, должное отношение к себе.
В отличие от тщеславного гордеца, имеющего искаженное, чрезвычайно завышенное представление о своей личности, роли и месте в жизни, смиренный человек правильно и ответственно оценивает свою жизненную роль.
Прежде всего, он сознаёт себя Божьим рабом, желающим и готовым безропотно исполнять Его волю. Более того, он не просто признаёт свою зависимость от Творца (что бывает свойственно и эгоистам, и гордецам), но питает к Нему высочайшее доверие как к Благому и Любящему Отцу; он бывает благодарен Ему даже тогда, когда пребывает в несчастье и скорби.
Без смирения невозможно выстраивать богоугодные отношения ни с Создателем, ни со своими ближними. Гордость не подразумевает искренней, бескорыстной любви к Богу и людям.
Положим, человек гордый готов в чём-то слушаться Бога, например, когда Божьи замыслы соответствуют его личным расположениям и амбициям. В случае же, если Божественное повеление идёт вразрез с его персональными планами, он может его «не заметить» или даже открыто проигнорировать.
Так, ветхозаветный военачальник Ииуй радостно и незамедлительно отреагировал на Божественное произволение о помазании его в царя над Израилем (4Цар.9:1-14). Недюжинную послушность Божественной воле он выказал и по части истребления дома Ахава (4Цар.9:7).
В данном случае Ииуй служил орудием Божьего гнева и суда Правды над нечестивцами. Однако там, где от него требовалось проявить подлинное религиозное смирение, он уже не был столь ревностным и послушным.
Во время земного служения Сына Божьего многие из представителей Израиля, главным образом фарисеи, проявляли по отношению к Богу формальную покорность: всенародно молились, постились, исполняли обряды и требовали их исполнения от соплеменников. Внешне они вполне могли бы сойти за смиренных людей, послушных Божественному Провидению.
Однако, гнездившиеся в их сердцах гордость и эгоизм смежали их духовные очи, препятствовали распознать во Христе Всемогущего Бога, Того Самого, смиренного и кроткого Помазанника, о котором оповещали «почитавшиеся» ими священные книги, и подготовке к встрече с Которым посвящался «соблюдаемый» ими закон. Впоследствии гордость и зависть толкнули их на куда более страшное преступление: богоубийство.
Имей они хотя бы такое смирение, какое имела женщина Хананеянка, правильно воспринявшая слова Искупителя о неуместности отбирать хлеб у детей и бросать его псам (Мф.15:22-28), или такое, какое имел грешный мытарь, взывавший к Божественной милости (Лк.18:10-14), им было бы легче принять Искупителя, примкнуть к Его ученикам, а затем, наложив на себя узы жертвенного служения, оставить всё и способствовать распространению Церкви.
Цитаты о смирении
«...Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим».
Мф.11:29
«Ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится».
Лк.14:1
«Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать».
Лк.17:10
«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».
Иак.4:6
«Наше несчастье в том, что мы всегда хотим найти в себе святость вместо смирения».
преп. Макарий Оптинский
«Каждый молящийся Богу: «Господи, дай мне смирение» – должен знать, что он просит Бога, дабы Он послал ему кого-нибудь оскорбить его. Итак, когда кто-либо оскорбляет его, то он и сам должен досадить себе и уничижить себя мысленно, чтобы в то время, когда другой смиряет его извне, он сам смирил себя внутренне».
преп. Авва Дорофей
«Если принимать себя лишь за жалкое существо, то тогда легко позволить и простить себе множество всякого рода беззаконий; и в действительности, считая себя низшими существами по отношению ко Христу, люди (да не покажется сие неким преувеличением) отказываются следовать за Ним на Голгофу. Умалять в нашем сознании предвечный замысел Творца о человеке не есть показатель смирения, но заблуждение и более того – великий грех... Если в плане аскетическом смирение состоит в том, чтобы считать себя хуже всех, то в плане богословском божественное смирение есть любовь, отдающая себя без остатка, целиком и до конца».
архимандрит Софроний (Сахаров)
«Говорящие или делающие что-либо без смирения подобны строящему храмину без цемента. Опытом, разумом обрести и познать смирение есть достояние весьма немногих. Словом о нем разглагольствующие подобны измеривающим бездну. Мы же, слепые, мало нечто о сем великом свете гадающие, говорим: смирение истинное ни слов смиренных не говорит, ни видов смиренных не принимает, не нудит себя смиренно о себе мудрствовать, и не поносит себя, смиряясь. Хотя все это начатки суть, проявления и разные виды смирения, но само оно есть благодать и дар свыше».
св. Григорий Синаит
«Любовь, милость и смирение отличаются одними только наименованиями, а силу и действия имеют одинаковые. Любовь и милость не могут быть без смирения, а смирение не может быть без милости и любви».
преп. Амвросий Оптинский
«Смирение есть не уничтожение человеческой воли, а просветление человеческой воли, свободное подчинение ее Истине».
Н.А. Бердяев
«Есть такое сравнение: человек подобен дроби, числитель – это то, что ты из себя на самом деле представляешь, а знаменатель – это, что ты о себе думаешь; чем больше ты о себе воображаешь, тем меньше величина дроби».
прот. В. Кречетов
«Самое, может быть, трудное в смирении – это смиренно не требовать от других любви к себе... Ведь нам дана заповедь о нашей любви к людям, но заповеди о том, чтобы мы требовали любви к себе от этих людей – нам нигде не дано. Любовь и есть в том, чтобы ничего для себя не требовать. И когда это есть, тогда опускается в сердце, как солнечная птица, Божия любовь и заполняет всё».
Сергей Фудель
«Смирение надеется на Бога – не на себя и не на человеков: и потому оно в поведении своем просто, прямо, твердо, величественно. Слепотствующие сыны мира называют это гордостью.
Смирение не дает никакой цены земным благам, в очах его – велик Бог, велико – Евангелие. Оно стремится к ним, не удостоивая тление и суету ни внимания, ни взора. Святую хладность к тлению и суетности сыны тления, служители суетности, называют гордостью».
свт. Игнатий (Брянчанинов)
Литература по теме
- Смирение Энциклопедия изречений
- Смирение преп. Макарий Оптинский (Иванов)
- Сущность смирения * Смирение святых Н.Е. Пестов
- Смирение митр. Филарет (Вознесенский)
- Что такое смирение? старец Иосиф Ватопедский
- Смирение, сущность смирения и его плоды схиигумен Савва
- О смиренномудрии преп. Авва Дорофей
- Подвиг смирения (из жития прп. Макария Египетского)
- О смирении св. Игнатий Брянчанинов
- Смирение, или «снятие усилия»? прот. Михаил Дронов
- О том, как приобрести смирение прот. В. Тулупов
- Семантика смирения в агиографическом тексте Ю.В. Коренева
- Христианская добродетель – смирение А.А. Бронзов
- О смирении Фома Аквинский
- О смирении свящ. Вадим Коржевский
- Христианское и псевдо-христианское смирение А.М. Леонов
Комментировать