Смиренному́дрие (греч. ταπεινοφροσύνη от ταπεινός смиренный + φρονέω думать, мыслить; быть настроенным) – христианская добродетель; возвышенное духовное состояние, обусловленное правильным мнением человека о себе как о создании Божьем, правильным отношением к Господу как к Создателю и Вседержителю, правильным отношением к миру как к Божьему творению. Этой добродетели противоположны тщеславие и гордость.
Свт. Игнатий (Брянчанинов) проводит некоторое различие между смирением и смиренномудрием: «Когда мы имеем в виду одно успокоительное, радостное, блаженное состояние, производимое в нас добродетелью, то называем ее смирением. Когда же имеем в виду смиренный образ мыслей, то называем его смиренномудрием». В другом месте он пишет: «Сначала нужно приобучаться смиренномудрию; по мере упражнения в смиренномудрии, душа приобретает смирение». Однако эти термины могут использоваться и как взаимозаменяемые.
Смиренномудрие соотносится с нищетой духа, о которой говорил Спаситель (Мф.5:3). Смиренный человек признает свою полную зависимость от Бога, свои грехи и немощи, и свободно желает исполнять Его волю. Смиренномудрие обусловлено страхом Божиим, верой и надеждой на Бога. Оно тесно связано с любовью. Две этих добродетели взаимно поддерживают друг друга. Смиренномудрие укрепляется и возвышается в человеке по мере его духовного возрастания.
Эту добродетель не следует путать с лицемерным смирением, лестью и пресмыкательством. Истинно смиренного человека отличает наличие страха Божия. Свт. Иоанн Златоуст поясняет разницу: «Лесть и низость – это когда кто служит другим не ради необходимого чего-либо, но чтобы уловить что-нибудь житейское; а смиренномудрие – когда кто делает это для угождения Богу и уничижается, чтобы совершить что-либо великое и достойное похвалы» (но не ради мирской похвалы, ибо это свойственно человеку тщеславному - прим. ред.). Не обладая подлинным христианским смирением, невозможно любить ближнего настоящей христианской любовью.
Вопреки распространенному ошибочному мнению, смиренность не является безусловным показателем расположенности человека к пассивному отношению к действительности. История Церкви содержит немало примеров, опровергающих это мнение. Заметим, что Образцом смиренности является для нас Сам Господь Иисус Христос (Мф.11:29), наш Спаситель, Искупитель. Кроме того, сонмы других примеров мы встречаем в лицах святых угодников Божьих, среди коих можно, скажем, отметить апостола Павла, который, называя себя наименьшим из апостолов (1Кор.15:9), без всякого превозношения говорил о себе: «Благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1Кор.15:10).
Смиренномудрый христианин, руководствуясь словами Писания, почитает своих ближних «высшими себя» (Флп.2:3). Он не зациклен на себе самом (как крайнее возвышение себя, так и крайнее уничижение, одинаково пагубны), он не будет стремиться к тому, чтобы ради суетной славы обращать повышенное внимание на себя. Если же человек стремится специально продемонстрировать, какой он смиренный, скорее всего, эта добродетель отсутствует у него.
Цитаты о смиреномудрии
«Не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе»
Рим.12:16
«Смиренномудрие есть образ мыслей человека о себе и о человечестве, внушенный и внушаемый Божественною Истиною»
свт. Игнатий (Брянчанинов)
«Смиренномудр не тот, кто о себе говорит мало и кто унижается перед низшими себя. А тот, кто скромно говорит о Боге; кто знает, что сказать, о чем помолчать, а в чем признать свое неведение; кто соглашается, что есть люди, которые его духовнее и более преуспели в умозрении».
свт. Григорий Богослов
«В смиренномудром никогда не бывает суетливости, торопливости, смущения, горячих и легких мыслей, но во всякое время пребывает он в покое. Если бы небо упало на землю, смиренномудрый не ужаснется. Не всякий безмолвник смиренномудр, но всякий смиренномудрый – безмолвник… Смиренномудрый на всякое время пребывает в покое, потому что нечему привести ум его в движение или в ужас. Как никто не может устрашить гору, так небоязнен и ум его».
прп. Исаак Сирин
«Смиренномудрый видит себя ничтожною пылинкою среди громадного мироздания, среди времен, поколений и событий человеческих, протекших и грядущих. Ум и сердце смиренномудрого способны принять Божественное христианское учение и непрестанно преуспевать в христианских добродетелях; ум и сердце смиренномудрого видят и ощущают падение природы человеческой и потому способны признать и принять Искупителя. Смиренномудрие не видит достоинств в падшей природе человеческой; оно созерцает человечество как превосходное создание Божие, но вместе созерцает и грех, проникший во все существо человека, отравивший это существо; смиренномудрие, признавая великолепие создания Божия, признает вместе и безобразие создания, искаженного грехом; оно постоянно сетует об этом бедствии. Оно смотрит на землю, как на страну своего изгнания, стремится покаянием возвратить себе Небо, утраченное самомнением».
свт. Игнатий Брянчанинов
«Не думайте, что настоящее смирение – вкрадчивость и елейность, нарочитое подчеркивание собственного ничтожества. Встретив действительно смиренного человека, вы, скорее всего, подумаете, что он веселый, умный парень, который проявил неподдельный интерес к тому, что вы говорили ему. А если он не понравится вам, то, наверное, потому, что вы ощутите укол зависти к человеку, который способен так легко и радостно воспринимать жизнь. Он не думает о своем смирении; он вообще не думает о себе. Если кто-то желает стать смиренным, я могу подсказать ему первый шаг: осознайте свою гордость. Этот шаг будет и самым значительным. По крайней мере, ничего нельзя предпринять, пока он не сделан. Если вы думаете, что не страдаете гордыней, значит, вы действительно ею страдаете»
К. С. Льюис, христианский писатель
Литература по теме
- Смиренномудрие прот. Вячеслав Тулупов
- О самомнении и смиренномудрии свт. Игнатий (Брянчанинов)
- Об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии прп. Иоанн Лествичник
- О смиренномудрии прп. авва Дорофей
- О смиренномудрии мон. Петр Дамаскин
- О смиренномудрии свт. Василий Великий
- О смиренномудрии свт. Иоанн Златоуст
- О том, как приобретается человеком смиренномудрие прп. Ефрем Сирин
- О том, какую честь имеет смиренномудрие и как высока степень его прп. Исаак Сирин
- Источник смиренномудрия митр. Афанасий (Николау)
- Молитва святого Ефрема Сирина – о смиренномудрии свт. Лука Крымский
Комментировать