- Тщеславие как страсть
- Проявления тщеславия
- Лекарства от тщеславия
- Каковы признаки того, что проявляемое человеком тщеславие приобрело форму страсти?
- Если человек испытывает удовольствие от похвалы, свидетельствует ли это о том, что он заражен тщеславием?
- Грешно ли хотеть победить на соревнованиях и быть самым лучшим в своем деле?
- Стоит ли христианину отказываться от полезного труда или служения, если это вызывает у него тщеславные помыслы?
- Цитаты о тщеславии
Тщесла́вие — ярко выраженное (внутренне или внешне) стремление к земной славе, тщетной и бессмысленной с точки зрения Бога, бесполезной в отношении спасения и вечной жизни; страсть к земным почестям, почитанию.
Понятие «тщеславие» не следует путать с понятием «гордость». Нередко гордый человек является вместе с тем и тщеславным, однако не всегда. Тщеславный ищет похвал, признания, мирской славы. Но далеко не все гордецы ищут того же. Гордый человек может гордиться собой, возвеличивать самого себя, считать себя «выше всех», не ища славы вовне, мол, зачем, ему искать признания и славы от тех, кого он считает «ниже себя».
Тщеславие как страсть
По своей сути тщеславие является страстью. Как и любая другая греховная страсть, тщеславие, развиваясь, настолько овладевает человеком, что фактически превращает его в своего пленника или раба.
Тщеславные люди могут тщеславиться своими талантами, способностями, мнимыми или реальными заслугами, и даже духовными достижениями.
Тщеславный человек ищет славы почти что везде, где может найти; пораженный этим пороком, несчастный готов величаться едва ли не каждым своим, более или менее значимым, поступком.
Тщеславные люди встречаются среди представителей различных социальных слоев, религиозных общин. Есть они и в христианской среде (Ин.5:44).
Как ни удивительно, но достаточно часто тщеславные люди ищут повода для надменности и восхваления даже в том, что, казалось бы, совершено чуждо надменности и жажды похвалы, например, в смирении.
Впрочем, как правило, это бывает связано с тем, что за подлинное, богоугодное смирение часто принимается ложное, лицемерное, театральное
«Смиряясь» по форме, но не по существу, тщеславный гордец находит для себя дополнительные поводы к самовозвеличиванию, к тщеславной самооценке, мол, ах, какой я смиренный, какой я молодец! Особенно большое удовольствие ложно смиряющийся тщеславный гордец испытывает тогда, когда на его «смирение» с восторгом обращают внимание окружающие его люди, мол, как он смиренно кланяется, как скромно одевается, как кротко и смиренно разговаривает с батюшкой, как смиренно бьёт себя в грудь!
Нередко тщеславные люди публично называют себя первыми грешниками, самыми грешными из всех грешников, чем, опять же, выказывают напускное смирение и раскаяние. В действительности же такого рода «смирение» и «раскаяние» являются наиболее изощрённой формой гордыни, мол, ай, какой я нелицемерный, ай, какой искренний и открытый, ай, какой молодец!
Случается, что от «смирения» и «раскаяния» не остается и следа, как только обличение, даже и справедливое, высказывается со стороны посторонних людей. Слыша подобные обличения, тщеславный человек мгновенно забывает, что он — грешник из грешников, достойный наказания, и вместо добродушного согласия с обвинителем гневно отвечает ему, приблизительно так: «На себя, убогий, посмотри! кто ты такой, чтобы указывать мне, как жить?»
См.: Христианское и псевдо-христианское смирение
Помимо прочего тщеславие дурно тем, что подверженный ему грешник часто вменяет себе в заслугу то, за что, в действительности, он должен благодарить Бога: «Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1Кор.4:7). Страстное стремление к суетной славе препятствует достижению подлинной вечной славы от Бога. Господь Иисус Христос говорит о тщеславных и истинных верующих: «Когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6:5-6).
Прп. Иоанн Лествичник так описывает коварство этой страсти: «Всем без различия сияет солнце: а тщеславие радуется о всех добродетелях. Например: тщеславлюсь, когда пощусь; но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием; замолчу, и опять им же победился. Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх». Святой обращает внимание, что тщеславие нередко вытесняет другие страсти. В частности, «оно делает гневливых кроткими перед людьми».
Проявления тщеславия
Зараженный тщеславием человек болезненно реагирует на недостаток признания его личных заслуг, на дефицит похвал. Он не просто стремится к земной, тщетной славе: на её поиски он расходует значительную часть своего личного времени, своих собственных сил. Тщеславный человек чрезмерно зависим от человеческих мнений и оценок. Стало быть, тщеславие есть не что иное как одна из форм нездоровой психологической зависимости.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет о симптомах тщеславия, и среди них отмечает: «искание славы человеческой, хвастовство. Желание и искание земных и суетных почестей… Внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела. Расположение к наукам и искусствам гибнущим сего века, искание успеть в них для приобретения временной, земной славы. Стыд исповедовать грехи свои. Самооправдание. Прекословие. Составление своего разума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Притворство. Бессовестность. Нрав и жизнь бесовские».
Лекарства от тщеславия
- Взращивание в себе добродетели смирения (Мф.5:3), признание своей немощи, греховности и всемогущества Божьего (1Пет.5:5).
- Осознание суетности славы человеческой.
- Памятование о смерти.
- Отказываться от того, что провоцирует тщеславие.
- Когда нас хвалят, будем вспоминать о множестве наших грехов.
- Избегание поучения других людей тогда, когда это неуместно.
- Почитание других высшими себя(Флп.2:3).
- Умение по-христиански переносить бесчестье.
- Избегание рекламирования совершения добрых дел.
- Испрашивание Божьей помощи в преодолении этой греховной страсти.
Каковы признаки того, что проявляемое человеком тщеславие приобрело форму страсти?
Из числа таких признаков можно выделить следующие:
а) человек часто хвалится тем, что противоречит христианскому благочестию, чрезмерно превозносит себя в глазах окружающих (Иез.28:2);
б) человек хвалится своей причастностью преходящим земным благам (земным благополучием), предпочитая их нетленным, небесным (Иер.9:23-24);
в) человек предпочитает быть прославляемым от людей, нежели быть славным в очах Божьих (Ин.12:43);
г) человек в своём стремлении к земной славе видит свою главную цель и всячески пытается достичь этой цели, предпочитая её такой цели как единение с Богом, спасение (Ин.5:44).
Если человек испытывает удовольствие от похвалы, свидетельствует ли это о том, что он заражен тщеславием?
Если человек испытывает радость от того, что его похвалили, сделали ему комплимент, это ещё не значит, что он подвержен страсти тщеславия. Добрым мотивом такой радости, к примеру, может быть осознание того, что он доставил другому пользу или удовольствие. Заметим, что и апостолы хвалили своих братьев по вере (1Кор.11:2), и, разумеется, не для того, чтобы взрастить в них греховную страсть тщеславия. Если же человек страстно домогается похвал со стороны других людей, жаждет человеческой славы, то это свидетельствует о его тщеславности.
Грешно ли хотеть победить на соревнованиях и быть самым лучшим в своем деле?
Это определяется мотивами и целью. Св. Августин пишет: «Всякий, кто хорошо осведомлён, знает, что даже любовь к похвале есть грех». Награды в соревнованиях и премии на работе, для христианина — это поощрение за труды и мотивация к новым достижениям на благо себе и ближним.
Стоит ли христианину отказываться от полезного труда или служения, если это вызывает у него тщеславные помыслы?
Оптинские старцы дают следующий совет. Не следует отказываться от полезного для Церкви и одобренного Божиими заповедями послушания, на которое тебя призывают старшие и твое собственное дарование, данное Богом: делай полезное дело, а за помыслы тщеславия, врывающиеся в твою душу, укоряй себя и иди против них. Идти против греховных помыслов нужно не отказываясь от дела, а добросовестно его исполняя. Если мотивом исполнения дела был помысел тщеславия, то следует принести в этом покаяние.
***
митрополит Сурожский Антоний
... В тщеславии, как говорит святой Иоанн Лествичник, мы делаемся наглыми перед Богом и трусливыми перед людьми; потому что тщеславный человек, это человек, который ищет одобрения от людей, который предает себя человеческому суду, забывая о том, что над ним – суд Божий, суд вечной правды.
Тщеславный человек – это человек, который боится того, что о нем подумают и скажут люди; это человек, который готов купить их одобрение любой ценой: стать недостойным себя самого, стать недостойным Бога, лишь бы его не отвергли, лишь бы его не осудили, не осмеяли, лишь бы его похвалили. И похвалу эту тщеславный человек ищет не в самом великом, что в нем самом есть, но в чем угодно, самом низменном, самом ничтожном, чем он может купить человеческое одобрение или отвести от себя человеческий суд. И что еще хуже, этот суд добрый, это одобрение, эту поддержку он ищет от людей, которых он сам презирает в тайне своей души, от людей, которые часто в его собственных глазах не имеют никакого права произнести над ним или над кем бы то ни было, над чем бы то ни было суд, потому что их мерки слишком низменны, слишком ничтожны. И через тщеславие человек мельчает, унижается, делается недостойным собственного своего уважения; и одновременно он отстраняет Божий суд: потому что Божий суд требует от него величия, требует от него, чтобы он никогда себя не продавал человеческому суду. Этот соблазн тщеславия для каждого из нас, в каждое мгновение, является опасностью; он прилепляется к добру и ко злу. И через то, что хорошее в нас, и через то, что презренно в нас, мы ищем человеческого одобрения, мы ищем купить доброе отношение людей, и поэтому не только зло, но и добро отравляются этим тщеславием.
В жизни св. Макария Великого рассказывается, как после его смерти один из его учеников видел, как душа его возносилась на небо; и на пути его старались остановить бесы, упрекая его в грехах, которые он совершил или не совершил; и он проходил мимо них. И когда он дошел до самых райских дверей, бесы, желая уловить его хоть в последнее мгновение его восхождения к Богу, воскликнули: Макарий! Ты нас победил!.. И в своей духовной мудрости святой Макарий обернулся к ним и уже в дверях райских сказал: Нет еще! – и вошел в Царство Божие. Только презрением к тщеславию, только готовностью быть судимым Богом единым и никем другим, кроме нашей совести, которая есть голос Божий в нас, можем мы вступить на путь реальности, на путь жизни, оторваться от призраков и от лжи. И поэтому в начале Великого Поста, напомнив нам о нашей слепоте духовной, Церковь в первую очередь нам говорит о том, что только оторвавшись от тщеславия, стал Закхей способным принять под кров свой, в дом, в душу, в жизнь Спасителя Господа Иисуса Христа; стал способным покаяться – т.е. отвернуться от всего, что не есть Божия правда, Божии пути – и поэтому о нем сказал Господь, что пришло спасение дому его.
Цитаты о тщеславии
«От тщеславия твоего ты погубил мудрость твою».
Иез.28:17
«А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира».
Гал.6:14.
«Ищущий славы то вдруг от радости поднимается вверх, то снова легко погружается, бывает всегда в тревоге и никогда в покое.
Ты пришел на площадь и обратил на себя внимание присутствующих? Что же еще? Ничего. Все исчезло и прошло, как рассеявшийся дым. Отчего же мы так пристрастны к вещам ничтожным? Какое безрассудство! Какое безумие!
Другие страсти, хотя заключают в себе большой вред, но, по крайней мере, приносят и некоторое удовольствие, хотя и временное и короткое… но обладаемые страстью тщеславия всегда живут жизнью горькою, лишенною всякого удовольствия. Ибо они не достигают того, что так любят… Потому и сама страсть эта называется не славой, а тщеславием… Она тщетна и не имеет в себе ничего блистательного и славного».
святитель Иоанн Златоуст
«Как дни сменяются ночами и лета зимами, так тщеславие и сластолюбие – печалями и болезненными страданиями, или в настоящем веке, или в будущем».
преподобный Максим Исповедник
«В тщеславную душу снова возвращаются страсти, некогда ею побежденные и исшедшие из нее».
преподобный Исаак Сирин
«Какое Вам дело до других людей, для чего Вам нужно, чтобы о Вас думали только хорошо, что пользы, если весь мир будет хвалить Вас, а Господь скажет: не знаю вас... Зачем и Вы сами себя хотите видеть во всем хорошей по-мирскому? А по-духовному хорош только тот, кто искренне от всей души считает себя хуже всех».
игумен Никон (Воробьев)
«Бывают из тщеславных такие, коих некоторые прошения должны бы быть услышаны Богом; но Бог предваряет их молитвы и прошения, чтобы они, получив через молитву просимое, не впали в большее самомнение».
прп. Иоанн Лествичник
Литература по теме
- О многообразном тщеславии прп. Иоанн Лествичник
- О духе тщеславия прп. Иоанн Кассиан Римлянин
- О тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать детей свт. Иоанн Златоуст
- Молодому человеку, который беспокоится о своем тщеславном друге свт. Николай Сербский
- Правило 59. О чести и славе человеческой свт. Василий Великий
- Страсть тщеславия свящ. Сергий Дергалев
- Борьба со страстью тщеславия прот. Сергий Филимонов
- Тщеславие свящ. Павел Гумеров
- Игра на струнках тщеславия прот. Михаил Дронов
- О тщеславии прот. Фёдор Голубинский
- Страсть тщеславия, истерия и их преодоление Л.Ф. Шеховцова
- Тщеславие проф. Жан-Клод Ларше
- О тщеславии Фома Аквинский
Комментировать