Слава –
1) слава человеческая – высокая степень признания; почетная известность; сложившееся мнение о ком-либо, чём-либо, молва;
2) хвала (например, в случае употребления этого слова в форме возгласа: слава Богу – хвала Богу (Ис.24:16));
3) предмет восхищения (Иудиф.15:9);
4) слава Божия – Божественное действие (Исх.24:16); явление Бога, видимый знак особого Божьего присутствия (Исх.16:10);
5) или статия – одна из трёх частей, на которые делится каждая из 20 частей (кафизм) Псалтири.
Слава славе рознь
Многие люди, живя земной жизнью, мечтают прославиться. Одни ищут славы в текущей земной жизни, другие хотят запечатлеть свое имя в истории и в памяти потомков. Плохо это или хорошо? Обратимся к Священному Писанию.
Одно из наиболее ранних библейских упоминаний о людях, овеянных человеческой славой, находится в Книге Бытия и относится к древним исполинам: «В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди» (Быт.6:4).
Исходя из контекста повествования видно, что славными исполины выглядели лишь в очах своих современников. Согласно же Божественной оценке, они были грешниками, преступниками: «мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт.6:5). По этой причине, в соответствии с Промыслом Божьим, они были уничтожены водами потопа, как злодеи. Так слава их обратилась в бесславие.
Другой характерный пример связан со строительством представителями послепотопного человечества Вавилонской башни. Как известно, одной из приоритетных целей возведения башни было достижение земной славы. Об этом свидетельствовали сами строители: «построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя» (Быт.11:4). Так в погоне за земной славой люди, впервые в истории человечества, организовали всеобщий бунт против Бога. Вмешательство Божье не позволило им осуществить дерзкий замысел.
Из представленных выше примеров видно, что по крайней мере не всё то, что почитается славным в кругу людей, славно и в очах Вседержителя. В Книге Притчей Соломоновых, как бы в подтверждение сказанному, так прямо и указывается, что поиск земной славы ради славы может ознаменоваться бесславием: «Как не хорошо есть много меду, так домогаться славы не есть слава» (Притч.25:27). Кроме того, не всякая слава безвредна для духовно-нравственного состояния человека.
Однако слава славе рознь. Бывает, что слава, сопутствующая тому или иному человеку, славна не только перед людьми, но и перед Отцом Славы, Богом. О такой именно славе говорил псалмопевец: «В Боге спасение мое и слава моя» (Пс.61:8). О такой славе говорил через пророков и Сам Господь: «Я прославлю прославляющих Меня» (1Цар.2:30).
Мы знаем бесчисленное множество святых, прославленных Богом, достигших этого состояния не только не стремясь к обретению славы среди людей, но и чуждаясь элементарных человеческих похвал. Так, в первые века существования монашества довольно популярным правилом среди пустынников было: «почитай себя за ничто». И они почитали. Такая самооценка подвижников была связана с их смиренным настроем. Причину всех своих достижений они видели прежде всего не в себе, но в Творце. Нередко смирение прямо противопоставлялось ими земной, суетной славе. «Случается, – утверждал в данной связи преподобный авва Дорофей..., – что иной и смиряется для славы».
В этих словах преподобного аввы улавливается тот смысл, что причиной стремления человека к земной славе часто является гордость. Гнездясь в человеческом сердце, она требует удовлетворения, а получая его, преобразуется в страсть. Насколько эта страсть бывает губительной, видно из того, что она нередко именовалась отцами «дверью греха».
Итак, важно помнить: достижение истинной, богоугодной славы возможно лишь в Господе. Кроме того, в этом же отношении важно помнить завет Иисуса Христа: «кто из вас больше, будь как меньший» (Лк.22:26).
Можно ли законно стремиться к славе?
Да, определенно можно искать прославления у Бога, вечной славы (Рим.2:7; 2Кор.10:17-18). Достижение Царства Славы – это одна из важнейших целей христианского делания. Однако если человек ищет славы у людей ради самой (мирской) славы – это может служить признаком гордости и тщеславия. Другое дело, когда человек, совершая угодное Богу делание, не ищет при этом славы у людей, но, выражаясь метафорично, слава сама находит его, как это, в частности, происходило со многими святыми. В этом случае нельзя утверждать априори, что «прославленный» таким образом человек обладает гордостью и тщеславием.
Зачем нужно славить Бога?
В Священном Писании встречаются многократно призывы к прославлению Бога. Разумеется, Сам Господь не нуждается в прославлении со стороны какого-либо творения. Будучи всесовершенным и беспредельным, Он ни в чем не испытывает нужды. Заповедь о прославлении Его имени не свидетельствует о каком-то превозношении Бога. По словам св. Августина, «Тот, Кто превыше всего, не может превознести Себя, сколько бы Он Себя не хвалил».
Прославление Бога – это естественная и адекватная реакция человека на действия Божии. Люди восхищаются небом, звездами, природными пейзажами, произведениями искусства и теми, кого они сильно любят. Прославление Бога – это не лесть, это выражение восхищения, смирения и любви.
Правильное прославление Бога служит выражением правильного к Нему отношения, и даже одним из средств более тесного соединения с Ним. Стало быть, это нужно самому человеку. Заметим также, радость в Боге невозможна без этой хвалы. Поэтому праведники на небесах прославляют Бога в своих песнях (Откр.5:9-10).
Литература по теме
- Слава Библейский словарь
- Слава человеческая игумен Марк (Лозинский)
- Слава Богу за все! О благодарности Богу еп. Александр (Милеант)
- Слава Богу! свт. Игнатий (Брянчанинов)
- Акафист Слава Богу за всё
Комментировать