Статия

Ста́тия (греч. στάσις – стояние), или «сла́ва» – одна из трёх частей, на которые делится каждая из 20 частей (кафизм) Псалтири.

Этимология понятия

Ста́тия (от греч. στάσις – стояние, неподвижность, положение), или иначе «сла́ва» – одна из трёх частей, на которые делится каждая из 20 частей (кафизм) византийской богослужебной Псалтири.
Существует и иное этимологическое объяснение, согласно которому слово «статия» значит: «глава» или «подраздел».
Понятие «статия» при первом варианте перевода противоположно по смыслу понятию «кафизма» (греч. κάθισμα – сидение, от греч. глагола κάθημαι – сидеть), что становится заметно и по современной практике исполнения кафизм, когда участники богослужения встают во время небольших славословий, разделяющих кафизму, но при исполнении самих кафизм сидят.

Богослужебная Псалтирь насчитывает 20 кафизм, каждая из которых состоит из трех слав, то есть 3 статий (как правило, это два-три псалма в одной статии, однако, в некоторых случаях может быть и один, например, вторая статия 12-ой кафизмы). А в случае с 17-ой кафизмой на статии разделяется один 118-ой псалом.

Употребление понятия в современной богослужебной практике Русской Православной Церкви

В современном богослужении Русской Православной Церкви понятия «слава» и «ста́тия» (в некоторых случаях можно встретить употребление понятия с ударением на вторую гласную с конца) относительно исполнения богослужебной Псалтири смешиваются. Таким образом, понятие «слава» / «статия» может означать и отдел кафизмы, и само промежуточное песнопение между славами-статиями:

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды).
Господи, помилуй (трижды).
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

История понятия

М. Скабалланович в своем труде «Толковый Типикон» описывает возникновение традиции сидения при чтении псалмов (откуда, собственно, и происходит понятие «кафизма»)1. Он относит возникновение такой традиции к V в. н. э., опираясь на свидетельство св. Иоанна Кассиана Римлянина в его труде «Послание к Кастору, епископу Аптскому, о правилах общежительных монастырей» (гл. 5)2. Эта традиция связана с непосредственным стремлением древних монахов вычитать всю Псалтирь или ее значительную часть в течение суток, о чем так же упоминает св. Иоанн Кассиан (глл. 2–3)3. Скабалланович отмечает особый тон повествования святого, который свидетельствует о новизне данного обычая у монахов египетских монастырей, доказывая, что до V века такой традиции не существовало, как не существовало и стремления прочитать всю или значительную часть Псалтири в течение суток. Скабалланович отмечает, что на протяжении VI–VIII веков традиция сидения при исполнении псалмов была все еще редкой как для восточных Церквей, так и для западных. Для восточных Церквей было характерно не сидение, а именно стояние во время пения Псалтири на ночной службе, именно поэтому разделы Псалтири на части обозначались словом στάσις – стояние. Согласно Скабаллановичу в «известном описании синайской утрени» (имеется в виду синайская утреня VII в., но автор не указывает ссылку на конкретный документ) говорится о том, что на статиях монахи вставали, а сами статии насчитывали по 50 псалмов.

Существует и иное мнение исследователя архимандрита Киприана (Керна) в его труде «Литургика. Гимнография и эортология», которое заключается в том, что понятие кафизма произошло от понятия «седален» – специального тропаря, на котором был возможен небольшой отдых после исполнения псалмов кафизмы.

Понятие статии сохраняется, но меняется в последующих богослужебных сборниках, замещаясь понятием «кафизма». Например, в Ипотипосисе («Начертание устройства Студийского монастыря», то есть наиболее ранняя сохранившаяся редакция Студийского устава IX в., авторство которой приписывается св. Феодору Студиту) появляется понятие κάθισμα ψαλμούς, а в Диатипосисе («Устав святого и блаженного отца нашего Афанасия», иная редакция Студийского устава X века, приписываемая св. Афанасию Афонскому) уже окончательно закрепляется понятие κάθισμα. Но и Ипотипосис, и Диатипосис при изменении деления Псалтири сохраняют более древнюю традицию стояния при ее богослужебном исполнении. Так, Диатипосис прямо предписывает стоять при исполнении кафизм. Но постепенно традиция египетских монастырей, описанная св. Кассианом, становится общеупотребимой. Именно в таком виде она остается частью современного богослужения Русской Православной Церкви. С IX века также получила развитие и терминология описания деления богослужебной Псалтири. М. Скабалланович указывает, что в Византии в это и более позднее время формируется общее деление Псалтири на кафизмы, в свою очередь как славы кафизм получают название – статия, а к песням, предшествующим чтению кафизм, а иногда и к самим псалмам между славами, применяется наименование αί στιχολογίοα (стихология).


Примечания

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka